Братия и взаимоотношения
Традиционно под словом "братия" подразумеваются абсолютно все насельники обители (то есть люди, проживающие в данный момент в монастыре) - от настоятеля до последнего трудника. Однако, всегда прослеживается некоторое разделение между братией более высокого монастырского ранга (послушники, иноки, монахи) и временными членами сообщества, какими обычно являются трудники. Эти группы чаще всего общаются и взаимодействуют внутри себя. Разница здесь также и в степени доверия и близости со стороны монастырского руководства. Собственно, это и понятно: не следует ожидать, что временному члену братства будет оказываться такое же внимание и доверие, как и людям, более зрелым и развитым духовно и с более весомым духовным и аскетическим опытом.
Не следует думать, что отношения внутри братии всегда гармоничны. Ранее уже упоминалось, что братия, особенно трудники, это довольно неоднородная категория. По сути в ограниченном пространстве монастыря сосуществуют люди разного возраста, разного социального происхождения, разного склада ума и образования, с разным прошлым (порой криминальным) и разными немощами духовного плана. И, несмотря на общий духовный вектор, непонимание и конфликты порой всё же имеют место быть.
Каких-либо явных драк лично я не видел, но пару раз приходилось слышать о былых прецедентах между трудниками, когда дело доходило до рукоприкладства. Правда, такие случаи являются редкими исключениями и, разумеется, вопиющим нарушением правил любого монастыря. Чаще всего конфликты в зачатке гасятся либо самой братией, либо монастырскими отцами. В последнем случае - с последующим разбором ситуации и наказанием виновных.
Частая причина конфликтов - чьё-то задетое самолюбие или чья-то излишняя навязчивость и любопытство. Встречаются и ревнители аскетизма, неспособные терпеть какие-то немощи ближнего. Бывают и несдержанные на остроты и шутки болтуны, что может спровоцировать инцидент. Почти везде так или иначе не любят чревоугодников, поскольку помимо понятных соблазнов за столом для остальной братии, они часто задерживают окончание трапезы (все ждут, пока не насытится последний).
Теоретически - все возникающие недоразумения и искушения нужно обсуждать со своим монастырским духовником. В том числе и вопросы взаимоотношений с братией. Но на практике многие не хотят выносить подобные вопросы на уровень духовных отцов и предпочитают как-то самостоятельно уладить конфликт: замять или забыть, порой - просто извиниться и урегулировать отношения.
В целом - взаимоотношения в братии можно охарактеризовать как спокойно-добродушные и доброжелательные. Почти везде ощущается готовность помочь с какими-то возникающими вопросами быта или что-то пояснить из непонятных сторон монастырского общежития. Часты какие-то подарки от чистого сердца: чётки, образки, книги, порой одежда или какие-то предметы быта. Порой среди братии завязывается и долгосрочная дружба и тогда контакт поддерживается даже после отъезда из обители.
Этикет
Основное, что следует иметь в виду: в монастырях не принято проявлять ненужную инициативу. Последнее относится также и к трудам-послушаниям. Всё, что делается в монастыре - должно делаться по благословению отцов. Поэтому даже непрошеная помощь другому брату в его труде - часто вещь наказуемая (и скорее всего будет отклонена самим братом). В общем, любая инициатива должна сначала получать одобрение монастырских отцов.
Неумеренное любопытство тоже очень не приветствуется и уж тем более не следует лезть к кому-то в душу. Люди часто оказываются в монастырских стенах вследствие каких-то жизненных драм или не очень приятных событий. Если человек захочет, то, как правило, он сам поделится тем, чем считает нужным или возможным поделиться. Вообще - традиции и уклад монастырской жизни располагают к тому, что человек в значительной степени живёт внутренней жизнью: молится, думает, что-то переосмысливает - даже во время послушаний. Поэтому праздное чесание языками не принято. Я бы сказал: тактичность, смиренность и скромность - лучшие спутники на пути установления гармоничных отношений с братией. Но и чрезмерно замкнутым или совсем отстранённым от дел общежития быть не хорошо. В общем - как бы братство, но не панибратство.
Обычно вам не откажут в беседе на какие-то духовные вопросы и темы, но навязчиво вызывать кого-либо из братии на подобное общение не следует - тем более, когда человек занят послушанием. Уместнее просто как-то попробовать договориться на более удобное время пообщаться - когда человек подготовится и будет расположен должным образом.
В монастырях также не принята фото- и видеосъёмка без одобрения настоятеля. Не приняты ноутбуки (хотя в очень редких случаях могут позволить, но только временно и в виде исключения - если очень нужно по делу). Подразумевается, что человек приезжает пожить духовной жизнью, а не заниматься личными (и тем более - коммерческими) делами. Собственно, даже на смартфоны и телефоны часто смотрят не очень одобрительно. По крайней мере - на неуместное и частое пользование таковыми (поскольку по монастырским делам и вопросам телефоном всё же порой приходится пользоваться - для связи с руководством или братией). Разговоры по телефону в кельях однозначно не одобряются, так как вы будете мешать соседям читать или молиться.
Буквально пару слов о некоторых других общепринятых в монастырях правилах этикета.
В большинстве обителей при необходимости потревожить другого члена братии в его келье - принято негромко дать возглас перед дверью кельи "Господи, помилуй!" - вместо обычного стука. Если вас готовы принять, то в ответ услышите пригласительное "Аминь". Поначалу это выглядит странно, но через пару дней уже привыкаешь.
Монастырских священнослужителей приветствуют традиционной православной просьбой о благословении - поклон, сложенные "лодочкой" ладони и лобзание руки. При приветствии монахов и послушников порой тоже приняты взаимные поклоны или лёгкие объятия, иногда - братские лобзания в щёки.
При подходах к иконам или на помазании по традиции очередь выстраивается согласно духовным санам и рангам. Трудники - обычно в самом конце. На практике же братия часто не придаёт этому значения, пропуская друг друга.
Разумеется, правила и традиции могут отличаться от монастыря к монастырю. В любом случае вам так или иначе подскажут, как принято поступать в отдельной обители. Или же сами всё поймёте, увидев своими глазами.
Наказания
Они случаются. Собственно, единственное весомое и чувствительное наказание для насельника - это выдворение из монастыря. Но это уже за какие-то тяжёлые проступки или когда ваше дальнейшее нахождение в монастыре уже не представляется возможным. Разумеется, в особо тяжёлых случаях помимо этого вами будут заниматься уже правоохранительные органы.
В случае же провинностей полегче монастырские отцы для начала постараются найти вам подходящее вразумляющее наказание. На колени вас, конечно, не поставят и обеда не лишат. Но в качестве меры воздействия и смирения могут перевести на какое-то послушание, связанное с менее квалифицированной или грязной и неудобной работой.
Продолжение следует
См. также: