Найти тему
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

Доброе зло, слабая сила

Оглавление

Продолжаю разговор о современных переделках народных сказок. Сегодня подробнее расскажу о подмене основных сказочных понятий.

Всем известно, что фундамент наших знаний о мире закладывается в самом нежном возрасте. Мыть руки перед едой полезно, совать руку в огонь опасно, быть вежливым принято, брать чужое без спроса не принято. Набор поучительных историй, помогающих отличать «хорошо» от «плохо», и есть сказки.

Но раз есть поучающие истории, значит должны быть герои. Те, кто на всю жизнь станет примером благодетеля, освободителя, победителя, воплощением чести и мужества. И, конечно же, не захотим стать похожим на злодея, вора, воплощение глупости, грубости, неблагодарности. Ведь с детства помним, что они оказываются побеждёнными, заточёнными в темницу, а то и уничтоженными.

Вернее, раньше помнили. Однако, из иноплемённых традиций шоу-бизнеса к нам пришла традиция глобально изменять трактовки героев и сюжета.

Подмена героев

Богатырь – опора и защита каждого слабого и всего государства? Это старо! Надо вывернуть всё наизнанку!

Не могу не сказать о серии отечественных мультфильмов о богатырях (студия «Мельница»). Спору нет – в каждом в итоге враг наказан. Однако присмотримся к героям. Каковы эти типажи?

Три богатыря, сотни лет уважаемые как хранители земли русской, показаны наивными, глуповатыми, суеверными. Ни в одной истории именно они не побеждают. Везде им помогают хитроватые народные персонажи. Захочется кому-то им подражать?

А с кем дружит Добрыня (змееборец, согласно былинам)? С трёхглавым змеем Горынычем - сказочным врагом русского народа!

А как насчёт образа верного конянеизменного друга и спутника каждого былинного богатыря в народном варианте? В данном варианте для Ильи это слон по кличке «Бизнес», для Добрыни – верблюд, а для Алёши – жуликоватый, уклоняющийся от своей обязанности возить седока, хвастающийся иноземным образованием говорящий конь. Он-то и потворствует разного рода соблазнам. Вот такие «верные боевые друзья» у защитников русской земли.

Александр Суворов, обращаясь к своим солдатам, говорил: вы – русские богатыри! И те воодушевлялись на небывалые подвиги. Обратись так современный полководец к солдатам, воспитанных на глобально переделанных былинах – вызвал бы ухмылки.

Подмена ориентиров

Ещё более настораживает, когда подобные «вольности» допускаются с традиционными народными сюжетами – нашими детскими вакцинами от «плохо».

Положительный герой борется со злодеем за торжество добра? Это не модно, старо! Давайте так: злодей борется с глупыми поборниками закона против хранителей стабильности за добро. Ново! Оригинально! Захватывающе!

Проблема в том, что через несколько лет молодое поколение, взращённое на таких трактовках, станет мечтать стать супер-злодеями, насмехающимися над правопорядком. Даже поставит его идола в центре города.

-2

Вспомним фильм «Последний богатырь» (диснеевского филиала в России). В этой вариации всё зло сказочному царству несёт русский богатырь Добрыня (от слова «добрый»). А положительными персонажами является полный набор нечестии: кощей бессмертный, баба-яга, водяной. К ним, как к спасителям, прибегает сын Ильи Муромца – трусоватый жулик.

Так чему учит эта история, прикидывающаяся народной? Правильно: почитать оппозицию, не верить «добру», хитрить, дружить с нечистью.

Совет сказочника

Предлагаю относиться к новым сказкам, как к продуктам питания для ребёнка: пробовать самому. Вдруг за этикеткой, похожей на знакомую, скрывается нечто откровенно вредное. Посмотрев, почитав, прослушав новое произведение для детей, подумайте: на что оно способно увлечь? Если на что-то хорошее – сами сможете подпитаться добрым и вечным. Нет – научите своё чадо отличать полезное от вредного. Выбор за вами!

Понравилась статья – нажмите «ВО!» и подписывайтесь на канал.