Найти тему

Увлекательная математика для младшеклассников. Один урок из моей практики.

Оглавление

Рада приветствовать всех на своем канале!

Не так давно я попробовала себя в роли репетитора для школьников 3-4 классов. Вообще это не мой профиль - обычно стараюсь заниматься с ребятами не младше 7 класса. Но так получилось, что сразу в двух семьях, в которых я работаю со старшими детьми, есть школьники начальных классов.

Родители ребят очень просили попробовать позаниматься и с младшими, причем не для того, чтобы помогать им по школьной программе, с ней никаких проблем. Цель куда масштабнее - идти на опережение, решать нестандартные задачи, развивать логическое мышление, прививать интерес и любовь к предмету.

И я решила попробовать. Скажу честно - результаты превзошли все мои ожидания! Мальчики, несмотря на их небольшой возраст, оказались очень заинтересованными и работоспособными, а про их восприятие информации я и вовсе молчу! Это просто какие-то губки, готовые впитывать абсолютно всё, что им рассказываешь.

Сегодня я хочу поделиться на канале некоторыми материалами и идеями, которые использую на занятиях со своими самыми маленькими учениками.

Let's go!

!) Начало - счёт

Начинаю всегда со счета.

  • Могу предложить ребятам решить 2-4 сложных примера в столбик (с числами от 6-ти знаков и больше). Потом обязательно прошу их читать получившиеся ответы.
  • Придумываю задания, в которых надо правильно расставить скобки и арифметические знаки между числами, чтобы получить заданный результат. Например, 8 8 8 8 = 2.
Более подробно познакомиться с таким типом заданий можно по ссылке.
  • Нахожу прикольные задачки в картинках типа такой 👇 - дети их особенно любят))
-2
Ещё больше подобных заданий ищите здесь и здесь.

2) Продолжение - признаки делимости, подобные слагаемые и уравнения

Я рассказала своим ребятам основные признаки делимости - они знают, какие числа делятся на 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10; также умеют сами образовывать более сложные признаки делимости: например, на 6, 15, 30 или 80. Плюс мальчишки познакомились с простыми числами и палиндромами и теперь запросто справляются вот с такими заданиями:

  • Придумайте семизначный палиндром, который состоит из трех различных цифр, делится на 9, но не делится на 15.
  • Назовите самое большое однозначное (или двузначное) простое число.
  • Сколько вы знаете четных простых чисел?
  • Найдите четырехзначное число, большее 2000, но меньшее 4000, которое делится на 18 и каждая следующая цифра которого больше предыдущей.

После работы с числами, которая ребятам очень нравится, мы совсем недолго (минуты 2-3) приводим подобные слагаемые. Эту тему я решила затронуть потому, что в скором времени планирую научить своих подопечных раскалывать задачки, которые в начальной школе предполагается решать исключительно подбором, с помощью систем.

Например: по двору ходят гуси и поросята. Если пересчитать все ноги, то их будет 74, а если пересчитать головы, то их будет 22. Сколько гусей и поросят во дворе?

В завершении данного блока мы решаем 3-4 уравнения, причем я обязательно прошу ребят проговаривать, что чем является (делимое, делитель, частное или уменьшаемое, вычитаемое и разность) и рассказывать вслух, как мы ищем неизвестную величину в конкретном задании.

3) Середина занятия - задачки на вычисления

Далее переходим к задачам и работаем с ними до конца занятия. Сначала затрагиваем те, в которых надо просто выполнить поэтапно несколько действий.

  • Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Затем разогнули проволоку и согнули из нее треугольник с равными сторонами. Какова длина сторон треугольника?
  • Пятый урок в школе заканчивается в 14.05. Уроки длятся по 40 минут, а перемены по 15. Выяснить, во сколько начинается первый урок.
  • Из двух населенных пунктов навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 10 км/ч, а скорость второго — 12 км/ч. Через 2 часа они встретились. Определите расстояние между населенными пунктами.
  • Улитка за день заползает вверх по дереву на 4 м, а за ночь сползает на 3 м. Высота дерева 10 м. За сколько дней улитка ВПЕРВЫЕ доползет до вершины дерева?
Изображение Larisa Koshkina с сайта Pixabay
Изображение Larisa Koshkina с сайта Pixabay

4) Финал - логические или стратегические задачи

Самая интересная часть занятия для меня и учеников - решение задач на логику или стратегию. Мальчики обычно несколько раз за урок спрашивают, когда же мы к ним приступим. Но самое вкусное, как известно, подают на десерт))

  • Среди пяти внешне одинаковых монет одна золотая, причем одна тяжелее остальных. Как при помощи чашечных весов за два взвешивания найти золотую монету (гирями пользоваться нельзя)?
  • У императора украли перец. Известно, что те, кто крадут перец, всегда лгут. Советник императора сказал ему, что знает, кто украл перец. Так украл или нет советник перец у императора?
  • Где лежит свёкла?

На столе стоят тарелки с овощами: красная, зеленая, оранжевая и фиолетовая. В них лежат баклажаны, огурцы, свёкла и тыква. Определите, какой овощ лежит в каждой тарелке, если известно следующее:

1) цвета овощей не совпадают с цветами тарелок;

2) тарелка с тыквой стоит между фиолетовой тарелкой и тарелкой со свёклой;

3) по краям стоят фиолетовая и зеленая тарелки.

Ну вот, пожалуй, и всё) Для одного урока более, чем достаточно! Хотя на своих занятиях я использую и много других математических активностей: устный счет, поиск площадей сложных фигур, работа с римскими цифрами и часовыми циферблатами и многое другое.

Буквально три дня назад мама одного из мальчиков поинтересовалась по поводу второго занятия в неделю. Говорит, что сыну очень всё нравится, а пока есть интерес, надо этим пользоваться и заниматься. Я и сама вижу во время решения задач и примеров горящие глаза ребят - и это лучшая награда)
Дальше - больше 💪!

А как обстоят дела у Вас или Ваших детей с математикой? Какие задания нравятся (нравились) больше всех в школе, а какие, наоборот, приводят (приводили) в уныние? Делитесь ответами в комментариях - мне будет интересно!

До скорой встречи на канале!

P.s. Возможно Вам также будет полезно:
Так зачем она - эта математика - нужна? Отвечают Великие.
Рисуем вместе с детьми на координатной плоскости. Урок 1.
Рисуем вместе с детьми на координатной плоскости. Урок 2.
3 ЛЖЕпричины, по которым ученик НЕ выполняет домашнее задание.
Первый раз в первый класс. Только 20 лет назад.