Найти тему
5,8K подписчиков

Окуджава – не патриот? А у вас-то с этим все хорошо?

512 прочитали

Понимаю, ставить в заглавие два вопроса – это стилистически не правильно. Но, поверьте, это не от неграмотности, а скорее, нервное.

Сегодня у нас прошел конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы. Прошел так, как сейчас только и можно провести – заявки по почте, концерт он-лайн, работа экспертов и разбор полетов в Зуме. Ну а как еще-то, если двое из экспертов сидят дома с ковидом, половина детей и педагогов тоже. И понятное дело, в группах, которые работают на конкурс выкладываются анонсы трансляций и оперативная информация по проведению. Уточню, конкурс в основном, детско-юношеский.

И вот под анонсами начинают появляться комментарии следующего содержания:

Вряд ли конкурсу песни патриотической следует присваивать имя Окуджавы! По крайней мере в конце жизненного пути он явно высказывал приверженность к космополитическим взглядам.

Ну и, как полагается, этот комент последовательно появляется во всех группах, где опубликованы посты про конкурс. Наверное, чтобы все детки и педагоги прочитали.

Я уже молчу, что этот конкурс мы проводим 20 лет, что практически все нынешние хоть сколько-нибудь заметные авторы и исполнители в нашем регионе – или лауреаты, или члены жюри этого конкурса. Я опущу инфу о том, сколько всяческой литературы и дискографии есть в истории этого конкурса, сколько мастер-классов, мастерских проведено и сколько методических пособий выпущено. Не стану распространяться о вкладе в патриотическое воспитание конкурса – этот текст не про это. Я о комменте, вернее о комментах.

Где-то с прошлого года началась волна этаких обличений – Окуджава-де, не патриот, а вражина либеральная! Вот с этой-то информационной компанией и хочется немного подискутировать. Причем, подискутировать нелицеприятно. По-мужски прямо.

И вот тут-то и всплывают сакраментальные фразы героев «Золотого теленка»:

- А ты кто такой?
- Нет, это ты кто такой?

Персонажи этого  великого диалога демонстрируют свой IQ
Персонажи этого великого диалога демонстрируют свой IQ

Понимаете, когда берешь на себя непривычную роль судьи, да еще и судьи с этаким историческим налетом, стоит же понимать, что в таком случае ты себя ставишь выше осуждаемого. Блещешь, так сказать, правотой. О таком высоком чувстве прекрасно высказался в отличном стихотворении «Баллада о кустах» Дмитрий Быков:

И непривычно большой запас внутренней правоты!

Уже слышу крик - а Быков – тот и вовсе!... Конечно, «и вовсе». Вот только это не делает его поэтом меньшего масштаба, а его поэзию не исключает из запасников нашего с вами достояния. Богатства даже, можно сказать, независимо от того, патриоты мы или либералы. Да и строку хуже не делает. Но Быкова опустим, дабы не разжигать. Вернемся к Окуджаве.

Человека с нами нет уже больше 20-ти лет. А песни с нами по сей день, и те, кто умеет не только кричать, а еще и слышать, постоянно открывают в них новые краски, образы и мысли. Но очень хочется почему-то этому человеку отказать в патриотических чувствах именно сейчас. Двадцать лет в голову не приходило, а сейчас пришло! Что случилось-то? А я скажу, что – началась компания. Те письма, которые подписаны все это время были доступны, те высказывания, с которыми пошли разборки были опубликованы. Но до поры на них никто внимания не обращал, и автора великой песни из фильма «Белорусский вокзал» называть предателем Родины тоже никто не спешил. А сейчас вот началось. С какого перепугу? Кто запустил компанию?

Думаю, ответов на эти вопросы мы не найдем, но вот ответить на эту компанию – это не просто можно. Это обязательно нужно сделать. Чтобы было не повадно.

По сути, это ведь демонстрация наличия очень куцых мозгов и непомерной неадекватности. Человек, вдруг проникнувшейся собственной, как ему кажется, правотой (хотя он же просто за кем-то повторяет), вдруг считает себя вправе обвинять. Допустим. Но мне вот очень хочется, чтобы этот человек понял, кем я его вижу, когда он так вот резвится. А я его вижу недочеловеком. Ну просто на том основании, то он, ни ухом, ни рылом не участвовавшей в ТОЙ ВОЙНЕ позволяет себе пинать ветерана. Воевавшего и раненного там. Что ему дало такое право? Он же сам-то там не был, он даже представить не может как это было, но того, кто на самом деле воевал и защищал Родину он позволяет себе походя пнуть – не патриот, дескать.

Булат Окуджава. Ветеран войны. Конечно, это фото из фильма, но ставить фотографию мальчишки-солдата не хочется. Посмотрите в открытых источниках, если интересно.
Булат Окуджава. Ветеран войны. Конечно, это фото из фильма, но ставить фотографию мальчишки-солдата не хочется. Посмотрите в открытых источниках, если интересно.

Это – показатель большой инфантильности, причем, по-детски грязной инфантильности. И это дает основания мне обратиться к этому человеку мальчик, даже если он – девочка или пятидесятилетний мужик.

Мальчик, а ты почему решил, что ты – патриот? Просто потому, что повторил чужие слова? Это умеют попугаи. Скажи что-то свое хотя бы. Да и слова, как их не произноси, останутся словами. И цена им – копейка в базарный день. Особенно по сравнению с кровью, реально пролитой за Родину. Слова, становятся золотом, когда их повторяют за тобой миллионы людей. За Окуджавой повторили:

И значит, нам нужна одна Победа,
одна на всех, мы за ценой не постоим.

Одни эти строчки сделали для патриотизма больше в миллион раз, чем твои, мальчик, репосты чужих глупостей. Прежде, чем трогать своим грязным языком Окуджаву, ты хоть букву собственную придумай об этом же. А иначе и правота твоя непомерная – она не твоя. Да и не правота ни разу. Это – просто грязь, в которой ты, мальчик, с таким наслаждением купаешься. Без мыслей, без сильных чувств, в сопровождении простых эмоций кем-то очень не добрым тебе внушенных.

И еще вот о чем хочется, чтобы тему закрыть совсем: обвинения в космополитизме, или совсем уже в русофобии Окуджавы основаны на публичных высказываниях середины 90-х. Мальчик, ты жил в то время? Ты его помнишь? Или ты, мальчик, просто забыл, как сам за бутылкой импортной дешевой водки говорил то же самое, что и он? Ты просто позволил себе забыть, мальчик, что сделали со страной в то время. Ты в беспамятстве думаешь сейчас, что в стране тогда оставались люди, которые не говорили того же самого? Только говорили в компаниях, зачем-то оглядываясь на двери. Окуджава сказал публично то, о чем шептались все. Эту страну тогда можно было только ненавидеть. Она же нас всех предала.

Сейчас, мальчик, настали другие времена, и гордость за страну потихоньку возвращается. Вот только, чем ты-то, мальчик, не сказавший ни одного собственного слова, не проливший ни капли крови, чем ты гордишься. И на каком основании? Да, гордость-то за страну возвращается, но ты-то здесь при чем. В отличие от Окуджавы. Он столько сделал для нашего языка, для нашей культуры, для нашей Родины, что его бы нынешнюю гордость я бы приветствовал и разделял. Твою, прости, не могу. Она ничем не заслужена, ничем не оправдана. Самое большее, чего заслуживает твоя гордость – кусочка сахара или банана. Ну, знаешь же, мальчик, дрессированным животным такое поощрение полагается. Ну а ты, пританцовывая над могилой великого поэта под чужие дудки – и ведешь-то себя как дрессированное животное.

Вот только у дрессировщика кроме сахара и бананов есть и хлыст, имей в виду. И если ты, мальчик, еще полезешь к моим детям, которые сейчас поют Окуджаву так, как только они и могут петь, а не повторяя чужие ужимки и прыжки, с хлыстом ты познакомишься накоротке.

И последнее, мальчик, если ты на все 100% уверен, что эту компанию против Окуджавы начали те, кого ты считаешь патриотами, то ты – даже не в метафорическом смысле ручная обезьянка, ты – она и есть в самом, что ни на есть прямом смысле. А из птичек певчих, ближе всех к тебе дятел.