Хотя коронавирусная пандемия COVID-19 оказала некоторое негативное влияние на подрядчиков американской военно-промышленной компании Northrop Grumman, в целом разработка тяжелого малозаметного стратегического бомбардировщика B-21 Raider «на правильном пути», считает глава Управления по вопросам оперативного потенциала Военно-воздушных сил (ВВС) Соединенных Штатов Рэнди Уолден. Руководитель отметил, что разработка не застрахована от конструктивных недостатков, от которых тем не менее успешно избавляются.
«Я уже рассказывал об этом в прошлом — сегодня мы производим испытательный самолет номер один, и он уже выглядит как [настоящий] самолет. Хорошая новость заключается в том, что жесткий критический дизайн, вся сложная инженерия остались в прошлом. Теперь речь идет о фактическом производстве самолета, его развертывании и проведении летных испытаний», — сказал глава Управления по вопросам оперативного потенциала.
Уолден добавил, что команда специалистов сейчас работает над устранением конструктивных недостатков. «Со своей стороны я хочу как можно быстрее выяснить, в чем заключались эти конструктивные недостатки, продолжить работу с решением [соответствующих проблем], включить это в программу [B-21 Raider] на этапе разработки, а затем продолжить производство», — отметил руководитель.
Интеграторы
Судя по всему, дела с B-21 Raider идут неплохо. По словам главы Управления по вопросам оперативного потенциала, производство планера бомбардировщика происходит параллельно с тестированием программного обеспечения (ПО) для авионики и других систем испытательного образца самолета, а прогресс по программе B-21 Raider достигается за счет использования гибких инструментов разработки ПО, позволяющих ускорить готовность соответствующих систем бомбардировщика и их интеграцию. Подобный подход Northrop Grumman в разработке B-21 Raider прямо противоположен применявшемуся при создании истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II, когда ВВС США в параллельных разработке и производстве самолетов видели риски задержек в выполнении и удорожания соответствующей программы.
Аналитик Института Митчелла Марк Ганцингер отмечает, что для «сокращения затрат и времени программа максимально использует преимущества других проектов, зрелых технологий и даже компонентов, разработанных для иных систем оружия. Другими словами, на данном этапе развития B-21 гораздо более зрелый, чем [было с] F-35 и программа [стратегического бомбардировщика Northrop] B-2 [Spirit]».
Таким образом, разработка и производство американским военно-промышленным комплексом (ВПК) самолетов вроде B-21 Raider становится рутинным и относительно недорогим занятием, а те государства, которые до сих пор не располагают подобными возможностями, остаются далеко и надолго позади.
Высокотехнологичная рутина
Если посмотреть на открытые материалы, посвященные B-21 Raider, то можно заметить, что перспективный бомбардировщик разрабатывается с учетом огромного опыта американского ВПК в создании малозаметных истребителей и стратегических бомбардировщиков. За счет, например, улучшенной конструкции плоских воздухозаборников и оптимизированной геометрии планера у B-21 Raider, по сравнению с B-2 Spirit, сократится эффективная площадь рассеяния. Отказ от пилообразной формы задней кромки в пользу клиновидной, вероятно, увеличит минимальную высоту полета бомбардировщика, но затруднит его обнаружение на больших высотах существующими наземными радиолокационными системами. При меньших размерах B-21 Raider (подтверждается рендерами) и, возможно, меньшей массе новый бомбардировщик должен сохранить максимальную дальность полета B-2 Spirit (11 тысяч километров) при меньшем расходе топлива и наверняка превзойдет его предельную высоту полета (19 километров).
Вряд ли масса вооружения, переносимого B-21 Raider по сравнению с B-2 Spirit (27 тонн) существенно вырастет, однако этого и не требуется, учитывая использование композиционных материалов в современных образцах высокоточных вооружений (B-2 Spirit впервые взлетел в июле 1989 года).