Найти тему

"С Пикассо или без, ей есть что нам сказать"

Дора Маар прожила почти 90 лет. Она и была талантливой художницей и фотографом, хотя ее имя чаще всего связывают с Пабло Пикассо. Однако еще до их знакомства в 1935 году Маар уже была известна во Франции благодаря своим фотоработам.

В 1935 году Маар, урожденная Генриетта Теодора Маркович, работала фотографом на киностудии Billancourt Studios в пригороде Парижа. Ее представили Пикассо, который уже был художником с мировым именем, на 26 лет старше нее и Маар стала его любовницей и, по мнению некоторых, самой влиятельной музой художника. На следующие восемь лет их жизни тесно переплелись, даже несмотря на то, что Пикассо не прекратил свои отношения с Марией-Терезой Вальтер.

Как правило, именно этими скупыми фактами чаще всего ограничиваются познания о Маар среди ценителей искусства.

В жизни Пикассо было немало женщин, и Маар, несомненно, была для него одной из самых значимых.

-2

Но заслуживает ли ее карьера фотографа и художника выхода из тени Пикассо? Или ее достижения сейчас преувеличиваются, потому что десятки лет они игнорировались?

20 лет назад Мэри Энн Кос написала книгу о Маар - еще до того, как ее карьера была переосмыслена. Кос в своей книге называет Маар удивительным талантом.

-3

"Значительная часть ее ранних работ во Франции относится к фэшн-фотографии, но это не просто обычные фэшн-фото… ее лучшие работы наполнены драматизмом".

"Если вы увидите хотя бы одну работу Доры Маар, вы всегда в будущем узнаете сделанные ею фотографии. Соблюдение пропорций на ее фотографиях можно назвать любопытным, но ее творения всегда несут какой-то смысл и оставляют сильное впечатление".

-4

"Может показаться, что на некоторых фото чересчур много теней, и в них ощущается обреченность, но есть и чрезвычайно смешные фото. Однако фэшн-фотография была лишь небольшой частью творческой жизни Доры Маар. Она ездила в Барселону и сфотографировала голодающих людей, оказавшихся в очень тяжелых условиях. Значительная часть ее творчества не была востребована, потому что ее воспринимали в контексте с Пикассо".

-5

"Она занималась авангардом и экспериментировала с художественными образами. Ей был интересен сюрреализм, но, как мне кажется, женщине было очень сложно войти в круг художников, работавших в том направлении".

"Коммерческие работы Доры Маар появлялись в крупных французских журналах того времени, например, Rester Jeune. Также их публиковали в различных журналах об искусстве и эротических рецензиях".

"Документальные фотографии можно было увидеть на выставках, но не в печатных изданиях. Она придерживалась левых взглядов, и в период Великой депрессии ее документальная работа, посвященная страданиям бедных людей, приобрела для нее особую важность. Она даже была связана с радикальной ассоциацией революционных писателей и художников".

Будучи фотографом, она запечатлела Пикассо в работе над, пожалуй, самым известным произведением - "Бомбардировкой Герники" (1937 год).

-6
-7

Маар утверждала, что никогда не позировала для Пикассо. Однако она подтвердила, что художник использовал для картин некоторые черты ее лица.

-8

Автор книги Кос считает, что Маар была самой интеллигентной из всех муз Пикассо. "Она говорила по-испански, а значит, они могли по-настоящему беседовать о непростых событиях 1930-х годов. Она была красивой, но, мне кажется, Пикассо в ней привлекала искра драматизма", - сказала она.

Их страстные отношения начали слабеть примерно с 1942 года. Маар переехала в Менерб в Провансе. Смирилась ли она с тем, что ни одна женщина не будет для Пикассо единственной?

"Мне кажется, она не была человеком, готовым смириться с судьбой. Когда их отношения завершились, она была в ярости. Но, переехав к югу, она стала развивать навыки живописи. Писавшие о ней люди этот аспект ее жизни, как правило, обходили вниманием. Но ее картины впечатляют, а ее лучшие фотографии производят настоящий фурор", - говорит писательница.

"Так что, с Пикассо или без, ей есть что нам сказать".