В 2013 году в журнале Rolling Stone появилось интервью с Брайаном Мэем, в котором прославленный гитарист Queen рассказал о своем увлечении стереографией, а также о неизданных записях Фредди Меркьюри. Перевод данной публикации мы и предлагаем вам сегодня. Приятного прочтения.
«Когда Фредди Меркьюри в 1977 году пел "We Will Rock You", он, вероятно, не мог себе представить, что рок сохранит популярность в XXI веке. Меркьюри скончался в 1991 году, но индустрия Queen продолжает развиваться. «Моя жизнь – это что угодно, только не отдых», - признается нам Брайан Мэй. Rolling Stone отправился в английское поместье Брайана, чтобы обсудить основные проекты легендарного гитариста.
Расскажите о Вашем интересе к Les Diableries (название серии стереоскопических фотографий, опубликованных в Париже в 1860-х годах. – Прим. пер.).
Я познакомился с Les Diableries, когда мне было около 20 лет. Одну из них я обнаружил на рынке на Портобелло-роуд (улица в районе Ноттинг-Хилл). Я был по-настоящему поражен увиденным. Вы должны иметь в виду, что в 1860-х годах не было телевидения, радио и кинематографа, поэтому вашим единственным пропуском в мир оставался стереоскоп. Тогда было налажено широкое производство стереокарт, которые продавались в Великобритании, Франции и даже в США. Итак, у вас в руках стереоизображения золотой лихорадки, Гражданской войны и фотографии американских индейцев. Это была огромная вещь. Тогда у многих английских семей был стереоскоп. Технологии, которые мы считаем столь блестящими в XXI веке, в Викторианское время объединял в своем лице стереоскоп.
Сколько у Вас таких карт?
Вероятно, двести или триста, включая повторяющиеся экземпляры.
Все они представляют некий вызов людям, находящимся у власти. Это свойство до сих пор роднит нас с эпохой 1860-х годов.
Фотографии открывают тайны, а также дают простор воображению, раскрывая ваши уникальные способности. Но в них нет скрытого принуждения к каким-либо действиям, так как всё это лишь метафоричные послания, раскрывающие суть ушедшей эпохи. Иногда они раскрывали существующий режим с юмором, иногда – очень серьезно. Конечно, тогда это было очень рискованно, но люди сознательно шли на это, пытаясь рассказать остальным обывателям правду. Это желание так похоже на наши надежды.
Мюзикл "We Will Rock You" совсем ненадолго задержался в Лас-Вегасе. Почему это случилось?
Мюзикл все еще ставят в Лондоне, и каждое его шоу до сих пор собирает аншлаги. В течение 12 лет, прошедших со дня премьеры, "We Will Rock You" только в Лондоне посмотрело около 6 миллионов человек. Мы также ставили мюзикл в Вегасе, но неправильно выбрали время и место. Это позор. Мы гордимся этим шоу, но тогда нам пришлось адаптировать его под особые требования театра, в котором его планировали ставить. Хозяева больше заботились о том, чтобы люди пришли поиграть в казино, чем посетили спектакль.
Но его первые постановки в Лондоне получили достаточно смешанные отзывы…
Мы получили худшие отзывы в истории театра. Впереди нас был только мюзикл "Отверженные". И теперь я счастлив рассказать, что наши постановки все еще ставят в театре, поэтому я могу смело показать известный палец критикам. Они бы с удовольствием уничтожили нас. Мне кажется, это была какая-то обида, потому что мы пришли из другого жанра. Музыкальные критики были в ужасе: «Как вы смеете прийти в театр, надеясь, что он вам покорится?» Но мы не просто приняли правила игры, но и разрушили некоторые стереотипы музыкального театра. Мы обратились к традиционному искусству с точки зрения людей, знакомых с рок-н-роллом. Одиннадцать лет назад это казалось чем-то совершенно новым. Нас уничтожили в прессе, но в одной из рецензий говорилось, что мы создали новый вид музыкального театра. Думаю, этот парень все правильно понял.
Вы видели "Парни из Джерси", "Рок на века" и другие рок-бродвейские мюзиклы?
Я видел их все. Добавлю к этому постановку "Американский идиот" (в основу сюжета были заложены композиции из одноименного альбома группы Green Day). Я просто наслаждался этими великолепными зрелищами. Очень приятно встречаться с людьми, которые их создали. Они все говорят, что многим обязаны нам, нашему мюзиклу. Поэтому так приятно знать, что мы внесли свой вклад в общее направление рок-театра.
Что Вы можете сказать о "новом" студийном альбоме Queen?
Что-то приближается. Пока я не совсем уверен, во что это выльется. Я не знаю, наберется ли материала на целый альбом. В нашем распоряжении есть отдельные фрагменты, из которых мы собираемся составить сборник из не совсем привычных, но запоминающихся песен Queen (несколько дней назад музыканты выпустили альбом "Live Around The World", составленный из концертных записей группы с Адамом Ламбертом). Эти вещи не были синглами, но оставались популярными на протяжении многих лет. Вот так все и началось, а потом мы нашли несколько кассет с пением Фредди, которые по какой-то причине остались незаконченными. Долгое время мы считали, что весь оставшийся материал вошел в альбом "Made in Heaven". Но недавно мы обнаружили несколько вещей, о которых когда-то забыли. Поэтому этот альбом может оказаться сочетанием наших прошлых записей с необычными вещами, которые никто еще не слышал.
В свободное время мы с Роджером трудились в студии, накладывая на эти записи бэк-вокал. На нескольких из них можно услышать голос Майкла Джексона, что подогревает особый интерес к предстоящему выпуску. В 80-е годы Фредди и Майкл записали несколько совместных песен.
Как Вы познакомились с Майклом?
Майкл часто навещал нас. Он был большим нашим поклонником, особенно Фредди. Майкл очень хорошо поладил с Фредди. Джексон был впечатлен нашей осветительной установкой, хотя я уже не вспомню, в каком туре мы её использовали. Тогда мы придумали подвижную установку, на которой установили множество приборов. Помню, как Майкл сказал, что украдет нашу идею. Думаю, эту идею он использовал во время "Victory tour" 1984 года. Но Майкл действительно любил и боготворил Фредди. Тогда он чувствовал, что хочет стать рок-звездой.
Он записывался в студии вместе с вами?
Нет, чаще всего они с Фредди работали в студии Майкла. Я никогда не работал с Майклом лично. Иногда вы находите запасную катушку кассеты и думаете: «Ну и что там?» К величайшей радости, на ней вы находите записи с голосом Фредди, о существовании которых вы даже не подозревали. Но среди найденных треков нашлись и те, которые создали мы вчетвером.
Как звучат песни с Майклом?
Там точно есть одна баллада и танцевальная песня. На данный момент в нашем распоряжении находится три-четыре трека.
Поговорим о предстоящем байопике "Bohemian Rhapsody". Насколько комфортно было копаться в личной жизни Фредди?
Это вопрос того, насколько вы можете справиться с дискомфортом. Потому что это и наша личная жизнь тоже. Как много мы хотим рассказать о людях, которые еще живы? Необходимо учитывать множество нюансов.
Джон Дикон участвует в этом проекте?
Нет, Джон не хочет этого. Ему важно сохранять личное пространство, и мы уважаем это. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы он был рядом, но он больше не хочет выступать на сцене.
Было очень странно, что он не присутствовал на церемонии вступления Queen в Зал славы рок-н-ролла.
Да. Он не хочет идти по этой дороге. В каком-то смысле мы оплакиваем Фредди и Джона. Нет никого, кто был бы похож на Джона. Он потрясающий музыкант, с которым мы очень хорошо общались все эти годы. Мы были настоящими товарищами, и, несомненно, он все еще часть группы. Наши отношения были очень глубокими. Надеюсь, вы увидите это в фильме.
Как Вы думаете, почему музыка Queen так долговечна?
Я не знаю. Может быть, стоит просто принять это. Похоже, у нас есть возможность объединять поколения. Думаю, что это связано с тем, что мы писали для обычных людей, которыми, как нам казалось, были сами. У нас нет песен о том, как живут рок-звезды. Мы писали о мечтах, страхах и амбициях каждого. У нас есть такие треки, как "I Want To Break Free", "We Are The Champions", "Bohemian Rhapsody" и "I Want It All" – песни людей, ищущих выход, способ самовыражения. Вы идете на любой футбольный или хоккейный матч, регби, где вы всегда слышите "We Will Rock You" и "We Are The Champions". Они вошли в повседневную жизнь людей гораздо крепче, чем то, что остается на студийной пластинке. Меня немного шокирует, что мы все еще актуальны, но это очень хорошее чувство.
Вы, конечно, всегда заняты.
Да. Но сегодня мы еще не вспоминали астрономию. Скажите всем, чтобы следили за кометой ISON, которую мы сможем увидеть в конце года (кстати, комету C/2012 S1 (ISON) открыли Виталий Невский (Витебск, Беларусь) и выпускник Петрозаводского государственного университета Артем Новичонк. – Прим. пер.).
Что Вы думаете о падении астероида на планету?
К сожалению, существует большая вероятность, что когда-нибудь это произойдет. У нас до сих пор нет подходящей техники, которая бы смогла их своевременно обнаружить. Думаю, эта область скоро станет одним из моих маленьких крестовых походов. Я финансирую проект, предполагающий более детальное исследование отдаленных уголков космоса, фиксируя все объекты, направляющиеся к нам. Несколько месяцев назад мы все видели подобный объект, который оказался между Землей и Луной. Но пока мы смотрели на все это, метеорит ударил по России, что для многих явилось полной неожиданностью (15 февраля 2013 года метеорит разрушился в окрестностях Челябинска. – Прим. пер.). Для всех нас это должно быть тревожным сигналом».