Представьте ситуацию: вы решили открыть свой бизнес.
Взяли кредит, нашли место, сняли офис, закупили оборудование, наняли персонал, вложили деньги в рекламу и запустились.
Через месяц понимаете, что вы до сих пор в операционном минусе, подкинули в оборот кредитные деньги. На второй месяц та же ситуация, вы взяли еще кредит и еще раз вкинули деньги. На третий месяц тоже самое, вы в отчаяние закрываете бизнес, распускаете персонал, продаете оборудование и оказывайтесь в долгах. Такие ситуации происходят в мире каждый день.
А что если бы сделали анализ конкурентов?
Возможно вы бы открылись в другом месте, узнали все все фишки и работающие инструменты привлечения клиентов, правильно распорядились заемными средствами, узнали их слабые стороны, сделали конкурентное предложение и успешно продолжили свою работу.
Анализ конкурентов - универсальный инструмент для проверки рынка. Вы понимаете наличие спроса, свои возможности и можете грамотно построить стратегию.
Каждый свой новый проект я начинаю с анализа конкурентов и выработал методологию, которой придерживаюсь долгое время.
1. Определитесь с критериями анализа.
Если вы хотите сделать общий анализ бизнес-показателей, то это будут: выручка, прибыль, средний чек и так далее.
Если анализ интернет-маркетинга, то это: конверсия сайта, откуда идет трафик, рекламный бюджет и так далее.
Подготовьте таблицу для анализа или найдите шаблоны.
2. Найти лидеров и прямых конкурентов.
Лидер - тот, кто входит в ТОП крупных компаний в стране или в мере.
Прямой конкурент - “ваш сосед”, с кем вы будете конкурировать в одной районе, городе или поисковой строке.
3. Заполните таблицу с критериями по каждому конкуренту.
Три уровня сбора информации:
1 уровень: открытые источники, статьи в СМИ, сайты, социальные сети
2 уровень: тайный покупатель, общаемся с сотрудниками, с клиентами, поставщиками
3 уровень: находим владельцев и общаемся с ними напрямую за чашечкой кофе
4. Добавляем столбец со своей компанией
Смотрите, где у вас есть преимущество, а где вы проигрываете.
Делаете вывод, что вам нужно улучшить и становитесь лидером рынка.
Важно: анализ конкурентов очень важно делать постоянно, по крайней мере раз в месяц, чтобы оставаться конкурентоспособным.
Какие выводы можно сделать после анализа?
- Если конкурентов мало или их нет, то скорее всего денег на это рынке нету
- Если конкурентов много, не стоит бояться, скорее всего спрос на этом рынке достаточно большой
- Если конкуренты не применяют сверхновых технологий маркетинга, то это может означать, что на этом рынке и для клиентов они не нужны.