Найти тему

Дистанционный вариант урока по цепям питания в пятом классе

Предлагаю удобную инструкцию для ученика, по которой он легко освоит материал дома, без помощи родителей и даже педагога.

Изображение с ресурса Pixabay
Изображение с ресурса Pixabay
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Чтобы было понятно, что к чему, здесь я рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование, подразумевающее «сплав» основного и практического курсов. Я работаю по программе «Линия жизни» В.В. Пасечника.

В моем планировании этот урок второй по счету. Здесь я подробно описываю шаблон, который создала сама и при помощи которого провожу дистанционные уроки. В этой же статье расписан первый (вводный) урок в пятом классе.

Урок, речь о которой пойдет сейчас, называется у меня «Что на самом деле происходит в цепях питания». Его очный вариант описан здесь. А в конце статьи вы найдете ссылку на красочный флипчарт, который поможет провести урок тем, у кого есть интерактивная панель или установлена программа ActiveInspire.

Инструкция для ученика. Начало
Инструкция для ученика. Начало

На иллюстрации выше вы видите шаблон, заполненный для урока по цепям питания. В первом блоке указано, что именно ребенок узнает, научится и сделает. По идее, такие записи должны приучать ребенка к осознанной деятельности.

Следующая графа «Где это может пригодиться» заранее предупреждает вопросы вроде «А зачем нам это надо». На очном уроке ответ на этот вопрос можно поискать и самим, но дистанционно ребенок всегда получает больше готовой информации, чем очно.

Дистанционные уроки проводятся в формате видеоконференций. Накануне я рассылаю ученикам этот шаблон, чтобы они держали его при себе во время нашей видеосвязи. Если у ребенка нет возможности распечатать инструкцию, это не беда, я в любой момент могу вывести ее на экран.

Это позволяет более собранным детям идти даже вперед по уроку, а более заторможенным — следить на ходом урока по текстовой инструкции.

Блок «Ход работы» предполагает работу с учебником. Ребенок видит номера страницы и рисунка, текст вопросов. Здесь важен диалог учителя с классом во время видеоконференции. Но если ребенок занимается сам в другое время (например, все учатся очно, а он болеет), то инструкция поможет ему разобраться самостоятельно или обсудить вопросы с родителями.

Чтобы дети на дистанте не забывали вести систематические записи, предусмотрен раздел «Запишите...».

Инструкция для ученика. Продолжение
Инструкция для ученика. Продолжение

Большой блок «Полагаю, что вы догадались» - это как бы квинтэссенция диалога учителя с классом, который может и не состояться на дистанте. А знать надо бы. В учебниках, кстати, подобный материал изложен более фрагментарно и менее четко (на мой взгляд).

Вы, наверное, замечали, что дети иногда рисуют стрелки в цепях питания, направленные справа налево. Для них эти стрелки обозначают просто пищевую связь между объектами, без уточнения, в чем же состоит эта связь. «Считаю своим долгом» пояснить ученикам истинное значение этих несчастных стрелок.

После теории переходим к практике. На очном уроке ученики, объединившись в группы по 3-4 человека, клеят аппликацию «Цепи питания». На заочном — составляют цепи питания в своем «Научном дневнике» (тетради). Виды растений и животных можно брать какие угодно: своего региона, океана, Антарктиды. В любом случае ученику придется поинтересоваться дополнительно, а какие, собственно, виды обитают в выбранном регионе.

Последняя часть инструкции
Последняя часть инструкции

В конце урока ученик заполняет раздел «Самооценка», который примерно равен этапу рефлексии на очном уроке. Если родители примут участие (зададут ребенку соответствующие вопросы), будет вообще здорово.

Графа «Комментарий учителя» - это роскошь для небольших классов, когда можно посмотреть все работы и действительно их прокомментировать. Пока я думаю над тем, как использовать эту графу. Конечно, дети могут прислать фотографии выполненных работ, но при большом их количестве это серьезная нагрузка на зрение. Хотелось бы избежать.

А теперь обещанная ссылка на флипчарт для очного урока по этой теме. Флипчарт открывается при наличии на компьютере программы ActiveInspire, а также в режиме «Доска» на интерактивной панели.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.