Заказчик - это человек, который преследует свои цели и задачи. Для достижения задуманного, ему необходим подрядчик. Одна категория заказчиков работает по принципу "во благо себе и всех тех, кто тебя окружает" другая категория мыслит "исключительно во блага себе".
Мы же, остановимся на второй категории и детально ознакомимся с типами заказчиков, с которыми работать не стоит, даже если Вы начинающий фрилансер, а работать и зарабатывать очень хочется.
Тип №1 "Я знаю лучше Вас!"
Как я уже писал ранее, подрядчика нанимают для делегирования обязанностей и снятия нагрузки с организатора мероприятия. Вас выбрали, так как посчитали Вашу компетентность достаточной для выполнения поставленных задач.
Заказчик не обязан знать тонкостей Вашей фриланс профессии. Вполне нормально, если работодатель, по незнанию захочет поставить противоречивую задачу. На моём примере таргетолога, был опыт, где заказчик пожелал 800 заявок за месяц, по цене не более N рублей.
Я, как эксперт с опытом объяснил, что можно выбрать либо 800 заявок и цена скорее всего превысит N рублей, либо мы придерживаемся установленной ценовой планки. Разумный заказчик внимательно выслушает и уже дальше будет выбирать, что ему кажется наиболее разумным и выгодным.
Но существует определённый процент заказчиков, которые будут доказывать мне обратное (хотя даже справочник facebook чёрным по белому объясняет алгоритм работы ставок, на аукционах рекламы). Вопрос: если Вы всё знаете и умеете, зачем обращаться к специалисту? Работайте самостоятельно.
Выбор за Вами: Вы заранее обрекаете себя на провал и оставляете после работы с заказчиком негативный образ о себе или не тратите своё время и ресурсы на человека, который испортит Вам портфолио своим "всезнанием".
Тип №2 "Мы супер премиум компания хотим порвать весь рынок страны... за недорого"
Очень часто сталкиваюсь с потенциальными заказчиками, которые позиционируют себя как "крупную компанию" продающую премиум товар, планирующий завоевать весь рынок нашей необъятной родины и стран СНГ.
Ну что же, желание вполне нормальное. Если уже есть понимание целевой аудитории, особенности рынка, известна востребованность товара или услуги, есть качественный сайт и рекламный бюджет, соответствующий масштабам задуманного, почему нет?
Подвох заключается в том, что далеко не факт, что заказчик тот, за кого себя принимает. Он хочет, чтобы его так воспринимали. Задачи и сложность заказа высокая, но, когда дело доходит до денежного вознаграждения и рекламного бюджета, организатор тут же затухает, пытаясь выйти из ситуации несвязанной речью.
Совет: Не связывайтесь с людьми, которые ставят наполеоновские и сложные задачи, но при этом не готовы так же достойно их оплачивать. Даже, если Вы возьмёте себе такого заказчика, у Вас не получится набрать нормальный объём заказов из-за сложности проекта. Если заказ действительно крупный и сложный, то и оплата труда будет и должна быть такой же крупной и достойной.
Тип №3 "Плохая обратная связь"
Бывают ситуации, когда Вам нужно выйти на максимально широкий канал связи с заказчиком. Это либо личная встреча, либо общение по видео (если вы находитесь в разных городах) или хотя бы для начала, общение по телефону.
Вы просто обязаны сообщать о том, что делаете. Потому, что заказчик не видит Вас и мысли Ваши не читает. Существует вероятность, что про Вас забыли, но обязательно вспомнят, когда нужно предоставить отчёт. Если всё идёт по плану и Ваш KPI не отстаёт от графика, всё нормально.
Если же, что-то идёт не так, надо подробно в фактах и цифрах обрисовать ситуацию. Заказчик должен видеть и понимать, что Вы работаете по максимуму.
Совет: Если заказчик плохо выходит на связь, это может плохо закончиться для Вас. В Ваших же интересах наладить обратную связь с работодателем, чтобы всё было ясно и прозрачно. Договоритесь с ним об этом моменте. Если вы друг друга поняли - хорошо, если заказчик продолжить "притормаживать" в том же духе, стоит задуматься о том, чтобы с ним по прощаться.
P.S. Лично я скептически отношусь к переписке и назвать такой вид полноценной обратной связью не могу, особенно, когда сотрудничество на стадии переговоров. Был случай из практики, когда я отказался сотрудничать с потенциальным работодателем из-за того, что он практически всегда вёл общение по мессенджеру.
Создаётся впечатление, что заказчик не серьёзно относится к началу сотрудничества. В переписке невозможно полноценно оценить уровень настроя и трезво оценить вменяемость человека.
Итог:
Фрилансеру не достаточно быть хорошим специалистом, Вы должны научиться взаимодействовать с заказчиком. Доводить до него, Ваши планы и гипотезы по проекту, сообщать о том, что уже выполнено. Так Вы покажите свою заинтересованность в развитии общей цели.
Не связывайте с "проблемными" заказчиками особенно на стадии становления себя как фрилансера. Лучше вернуть уплаченные деньги, чем мучиться с человеком, который требует непомерно высокие и трудновыполнимые задачи при не адекватной оплате Вашего труда.
Нет смысла сотрудничать с заказчиком, который, по его мнению, "лучше Вас знает" как нужно работать. В таком случае, пускай работает самостоятельно. Иначе рискуете получить плохой отзыв, так как Вы уже по умолчанию "разбираетесь хуже самого заказчика".
P.S.S Оставьте комментарий. Напишите, возможно чего-то не хватает в данной статье. Сталкивались ли Вы лично с проблемными заказчиками, чем всё закончилось?
Предыдущая статья: 5 подводных камней, с которыми придётся столкнуться начинающему фрилансеру.
Поставьте лайк под публикацией и не забудьте подписаться! Вам не сложно, а меня это мотивирует и даёт стимул писать для Вас дальше.