Найти тему
1,3K подписчиков

Электробусы - какие бывают и чем хороши?

724 прочитали

В этой статье кратко разберемся с различными концепциями электрического транспорта без постоянного подключения к контактной сети.

В Санкт-Петербурге и Москве, как известно, выбрали разные пути обновления подвижного состава. Столичные власти полностью устранили троллейбусное движение, сделав ставку на автобусы с батареями (электробусы).

Электробусы с быстрой зарядкой на остановках и станциях

Да, это электробус
Да, это электробус

Москва активно закупает электробусы от КаМАЗ и ЛиАЗ. Это машины с запасом хода около 70км и принципом быстрой зарядки на остановочных пунктах и в депо.

В данных моделях используется статичная зарядка быстрого типа, позволяющая примерно за 25 минут полностью зарядить аккумулятор.

Преимущества такого электробуса понятны - это тихий, современный и экологичный транспорт.

Недостатки также очевидны - для организации станций быстрой подзарядки нужна модернизация инфраструктуры, запас хода не слишком значительный, на линию нужно выпускать больше машин, т.к. часть электробусов будут заряжаться (возможны скопления транспорта у зарядной станции, особенно в случае каких-либо неисправностей).

Ну и стоимость таких машин, разумеется, весьма "кусачая" - такие игрушки под силу закупать в больших объемах только со столичными бюджетами.

Троллейбусы с динамической зарядкой

Этот вариант как раз-таки активно продвигают в Санкт-Петербурге. "Горэлектротранс" закупает троллейбусы с увеличенным автономным ходом от "Тролза" и "Белкоммунмаш".

Троллейбус Тролза Мегаполис (фото - https://www.instagram.com/transportspb/)
Троллейбус Тролза Мегаполис (фото - https://www.instagram.com/transportspb/)
Троллейбус БКМ 32100D (фото https://transphoto.org/)
Троллейбус БКМ 32100D (фото https://transphoto.org/)

Отличие от первого типа - троллейбусы могут использовать стандартную контактную сеть, во время движения заряжая встроенный аккумулятор, позволяющий проехать до 30 км в режиме автономного хода без подключения к сети.

При необходимости троллейбус выпускает "рога" и с помощью специальных ловушек в автоматическом режиме подсоединяется к проводам:

Решение очень интересное - использование троллейбусов с увеличенным автономным ходом позволяет эффективно использовать контактную сеть и продлевать маршруты на участки без проводов.

Также автономный ход помогает в реализации концепции "чистого неба", т.е. на участках в историческом центре можно убирать провода, не изменяя трассировку привычных троллейбусных маршрутов.

Плюсом к тому идет возможность замены автобусов на троллейбусы с автономным ходом на маршрутах, где автобусы проезжают значительную часть пути под контактной сетью.

Решение уже отлично себя показало на ряде маршрутов, которые были существенно продлены на участки без контактной сети (например - троллейбус №32 с 2019 года продлен до Балтийского бульвара, троллейбусный маршрут №47 и вовсе стал почти в три раза длиннее за счет электробусов с динамической зарядкой).

Отказываться от обычных троллейбусов в Петербурге при этом тоже не собираются - в этом году активно закупаются новые "Адмиралы" и оригинальные Vitovt Max II.

Электробусы с ночной подзарядкой

Такая модификация электробуса подразумевает постановку емкой батареи на длительную зарядку в депо и работу в течение дня на линии в автономном режиме.

В Санкт-Петербурге такой вариант тестируется только на автобусном маршруте №128 - для него "Пассажиравтотранс" закупил 10 машин модели "СитиРитм-12ЕLF" от Волгабас.

Электробус Волгабас (Volgabus) в СПб (фото https://transphoto.org/)
Электробус Волгабас (Volgabus) в СПб (фото https://transphoto.org/)

Такие автобусы имеют батарею, обеспечивающую запас хода около 220 км (в новых модификациях показатель может быть увеличен). Заряжается электробус в течение нескольких часов в ночное время и затем весь день работает на линии.

Электробусы московского типа в Санкт-Петербурге тоже тестировали, но отказались от идеи их внедрения по причине сложностей с установкой станций быстрой зарядки в историческом центре.

Автобус выглядит очень современно и здорово, не требует установок систем быстрой зарядки (необходимых для электробусов первого типа), полностью независим от контактной сети.

Ночью электробус неспеша набирается сил на смену
Ночью электробус неспеша набирается сил на смену

Основной недостаток относительно варианта с динамической подзарядкой - более высокая стоимость. Кроме того, для таких электробусов нужно обеспечивать большие мощности зарядных станций, тем более если требуется одновременно заряжать несколько машин.

Сравним конкурсантов

В помощь нам показательная презентация 2018 года. Стоимость в таблице, конечно, уже изменилась, но для сравнения вполне наглядно:

Сравнение стоимости автобуса и различных видов электробусов.
Сравнение стоимости автобуса и различных видов электробусов.

В данном случае выигрывает именно вариант использования троллейбусов с динамической подзарядкой - если в городе есть развитая контактная сеть, то вполне можно использовать ее ресурс.

А какой вариант электрического городского транспорта кажется вам наиболее предпочтительным из представленных? Или будущее за электробусами с прицепом?

А может вовсе нужно делать ставку на газовые автобусы?

Подписывайтесь на наш канал - мы постараемся рассказать что-нибудь интересное про общественный транспорт в Петербурге и не только)