Одна из наших постоянных рубрик (канала ITRUSSKI) – это «видео-беседы» Андрея Кончаловского с интернет-публикой. Впервые он обратился к «народу» еще в 2018 году с идеей собрать документальные заметки для фильма – видеоролики в формате небольших рассказов о себе со всех уголков страны. Весь этот материал он планировал смонтировать в один документальный фильм. Итоги промежуточных отборочных конкурсов тоже выкладывались в интернете.
Результатом стала первая полноценная документальная картина режиссера «Человек неунывающий», которая была показана на 42-м Московском кинофестивале. Так о чем она?
Первая ассоциация от названия картины «Человек неунывающий» рифмуется с «Человеком шагающим» знаменитого швейцарского скульптора Джакометти. Не знаю, имел ли ввиду именно эту рифму сам Кончаловский, но идея обоих «творений» общая: внешне хрупкий, уязвимый человеческий организм проявляет чудеса немыслимой стойкости и выживаемости на открытом семи ветрам пространству и космосу.
Бронзовая скульптура швейцарца Альберто Джакометти "Человек шагающий " продана в 2010г. на аукционе Sotheby's за 65 млн. фунтов стерлингов (104,3 млн. долларов). побила все рекорды аукционов и опередила Пабло Пикассо. (Продана, кстати, Абрамовичу)
Фильм «Человек неунывающий» прямо «соткан» из десятков мини-интервью со всех уголков страны, взятых как у коренных жителей деревень и станиц, так и у добровольных переселенцев. Такая география дает полнокровную картину жизни в стране, далеко за пределами МКАД.
«Страна же большая. Мы же варимся в московском бульоне»
Так комментирует фильм Кончаловский в интервью после просмотра. Критерии, по которым производился отбор сюжетов, отражают остранённость автора – этот термин ввел в 1916г Шкловский на литературном примере Л.Толстого как инструмент, позволяющий вывести читателя «из автоматизма восприятия». Кончаловский не пытается приукрасить или навязать свое видение. Они именно остраняется. В фильме подкупает непосредственность детей и взрослых, искренняя уверенность, что они не фальшивят, когда на фоне тотальной безысходности сохраняют чувство юмора, а главное – надежду, что все должно быть хорошо. Все уже хорошо, «раз мы живы-здоровы».
«Время идет, но не здесь»
Очевидно, что у всех без исключения героев фильма есть проблемы – финансовые, семейные, психологические, разные, но никто не жалуется на судьбу. И режиссер отбирает, нанизывает на свой шампур тех, кто несет в себе эту надежду. За кадром остается «советское прошлое», за кадром и актуальная политическая повестка. И мне кажется, что за кадром осталось настоящее человеческое горе, оно сегодня разлито повсюду, его трудно не заметить, для этих людей время остановилось, но Кончаловский обходит и его. Все это говорит не столько о предвзятости режиссера, сколько о намеренной оптимистической ноте, с которой он задает тональность надежды, он не закрывает глаза на ужасы, а хочет разделить со зрителем веру в лучшее, свою веру и своих героев.
Мы продолжим беседы-онлайн Кончаловского "стань соавтором фильма "карантин- по-русски", хотя последние два ролика алгоритм заблокировал. Сегодня режиссер собирает материал для нового фильма о пандемии. Не упустите шанс рассказать в своем видеоролике о том, как вы переносите этот карантин, ответить на вопросы режиссера.
Предыдущие выпуски, а также вопросы режиссера смотрите здесь