Найти тему

Сухой закон: 10 интересных фактов

Оглавление

5 декабря в США отмечают День отмены – в 1933 году в этот день была ратифицирована 21-я поправка к Конституции, отменившая Сухой закон. Традиционно в этот день поднимают бокалы в 21:00. Давайте вспомним интересные факты об этом Сухом законе.

Сухой босс

Уэйн Уилер родился в 1869 году на ферме на востоке Огайо. Однажды пьяный работник случайно проткнул ему ногу вилами, и, вероятно, поэтому Уилер стал пламенным борцом с алкоголем. В 1894 году Уилер пришел работать в Антисалунную лигу, где быстро завоевал уважение своей жесткой политикой. В отличие от других групп поборников трезвости, Антисалунная лига не отклонялась от своей главной цели – полностью запретить алкоголь в США. Лига работала через церкви и кандидатов в правительство . Благодаря своему влиянию, Уилер стал известен как «сухой босс». Он настаивал на строгом выполнении Сухого закона и выступал за то, чтобы в технический спирт добавляли ядовитые химикаты, потому что «тот, кто пьет технический спирт — самоубийца».

-2

Агентам платили меньше, чем мусорщикам

К отмене Сухого закона привело, в частности, то, что его блюстителям платили очень мало – на самом деле, большинство из них зарабатывали меньше, чем мусорщики. В 1922 году средний годовой доход по стране составлял 3143 доллара, к 1923 году он вырос до 3227 долларов. 98% сотрудников бюро Сухого закона получали  долларов в год. С 1930 года минимальная зарплата агента составила 2300 долларов – две трети от средней по стране. Еще меньше получали сотрудники береговой охраны — 36 долларов в месяц (правда, им предоставлялось жилье и униформа). Поэтому агенты брали взятки от бутлегеров и даже подрабатывали у них шоферами.

Бутлегеры надевали «коровьи копыта», чтобы запутать следы

Чтобы укрыться от агентов, бутлегеры изобретали разные хитрости. Одним из необычных приспособлений были «коровьи копыта», которые они надевали на ноги, чтобы запутать следы в лесах, где обычно скрывались нелегальные производства. «Коровье копыто» представляло собой металлическую пластину, к которой крепились куски дерева, формой напоминающие копыто. Прицепив такие «копыта» к ботинкам, человек мог оставлять следы, похожие на коровьи, и так удавалось запутать идущих по следу агентов. Считалось, что эту идею бутлегеры взяли из рассказа про Шерлока Холмса.

Стало популярным вино для обрядовых целей

В Сухом законе было сделано исключение для вина, используемого в обрядовых целях, поэтому небольшое его количество все же можно было производить. Чтобы приобрести такое вино, люди выдавали себя за священников или раввинов. В 1925 году было подсчитано, что за два года спрос на обрядовое вино вырос на 3 млн литров.

Винные брикеты спасли многих виноделов от банкротства

Виноделы, которые больше не могли делать вино, стали производить винные брикеты – концентрированный виноградный сок. Покупатели могли их растворить и дома сделать вино. Сок не был запрещен, поэтому винные брикеты стали отличным выходом для виноделов, у которых не поднялась рука выкорчевать виноградники. Закон ничего не мог поделать с этими брикетами – на упаковке подчеркивалось, что это не алкоголь. В инструкции к брикету пояснялось, что его необходимо растворить в 4 литрах воды. Кроме того, инструкция любезно предупреждала, что не стоит оставлять кувшин с жидкостью в прохладном месте на три недели – иначе она превратится в вино. На брикете также было указано, какой вкус получится (например, бургундское или кларет), если «случайно забыть» разведенный концентрат.

Кампания за «лечебное пиво» почти достигла успеха

В 1921 году группа пивоваров, врачей и активных потребителей попыталась убедить Конгресс США в том, что пиво, которое побоники трезвости связывали с ленью, брошенными женами и безработицей, на самом деле является лекарством. И сторонники, и противники «лечебного пива» понимали, что эта кампания являлась проверкой Сухого закона на прочность. Сторонники пива указывали на его питательную ценность и расслабляющие свойства. Один писатель даже предполагал, что именно пиво, богатое витаминами, спасло «британскую расу» от вымирания во время чумы. К негодованию лиги умеренности, генеральный прокурор А. Митчелл Палмер постановил, что закон позволяет докторам прописывать пиво в любое время, в любых обстоятельствах и в любом количестве. Однако через несколько месяцев Конгресс прикрыл эту лазейку, и к концу 1921 года пиво было полностью запрещено.

Контролеры сами не гнушались алкоголя

Некоторые контролеры сами не подчинялись закону. Например, полковник Нед Грин, контролер в Сан-Франциско, был освобожден от занимаемой должности, после того как его коллега обнаружил, что Грин наливает конфискованный алкоголь на своих домашних вечеринках. Позже Грин дружелюбно рассказал журналистам, что его стоило бы уволить еще давно. После истории с Грином каждого администратора попросили подписать клятву о воздержании.

Пивоварни искали необычные способы выживания

Первый шаг в сторону полного запрета алкоголя был сделан еще во время Первой мировой – пивоварням было запрещено производить пиво крепостью свыше 2,75%. Когда Сухой закон вступил в силу, планка была понижена до 0,5%. Не всем пивоварням понравилась идея производить безалкогольное пиво. Некоторые из них (например, F.M. Schaefer Brewing Company и Nuyens Liquers) перешли на выпуск красителей. Оказалось, что это выгодный бизнес – в стране не хватало красок, и пивоваренное производство легко было переоборудовать. Интересно, что заводы по производству красителей тоже это заметили и стали производить контрафактный алкоголь. Другие пивоварни, например, Schlitz, Miller и Pabst, начали выпускать солодовый экстракт, который позиционировался как кулинарный ингредиент, но люди покупали его, чтобы варить пиво дома. Еще кое-кто (в частности, Anheuser-Busch и Yuengling) начал делать мороженое.

Детские меню в ресторанах появились во время Сухого закона

До Сухого закона дети редко ели вне дома. Только дети из очень состоятельных семей, проживая с родителями в отелях, питались в тамошних ресторанах. В обычные же рестораны детей не пускали – это были места только для взрослых, с обильными возлияниями. Но со вступлением в силу Сухого закона владельцы кафе и ресторанов внезапно передумали, поняв, что можно скомпенсировать потери, предложив что-то для детей. Первым детское меню ввел ресторан нью-йоркского отеля Waldorf Astoria, за ним последовали и другие рестораны.

Были популярны «круизы в никуда»

Во время Сухого закона легально потреблять алкоголь можно было вне пределов территориальных вод США – на тот момент они составляли 5 км от берега. В результате стали популярны «алкокруизы», или «круизы в никуда». Как понятно из названия, это были короткие круизы без определенного места назначения, во время которых пассажиры могли наслаждаться алкоголем. Плавали по этим маршрутам комфортабельные круизные лайнеры – «Беренгария» и «Аквитания» компании Cunard, «Маджестик» компании White Star и «Левиафан» компании United States Lines. Клиентам предлагали простые туры выходного дня по Атлантическому океану или круизы с заходом в Канаду или на Бермуды. Стали также популярны короткие плавания на Багамы и Кубу. Все это помогало утолить жажду американцев.