Найти в Дзене
ЛЮДИ NEWS

Поправки в Конституции не работают: кто виновен в экологическом бедствии на Камчатке

Помните, как нам рассказывали о важности поправок в Конституции? Нужно принимать их, только так получится сохранить природные богатства, писали на агитплакатах. Экология – один из приоритетов, постоянно говорят в Кремле. Целый нацпроект направлен на охрану окружающей среды. Но тут вдруг случилась Камчатка.
За год это уже вторая, после Норильска, масштабная экологическая авария.

Помните, как нам рассказывали о важности поправок в Конституции? Нужно принимать их, только так получится сохранить природные богатства, писали на агитплакатах. Экология – один из приоритетов, постоянно говорят в Кремле. Целый нацпроект направлен на охрану окружающей среды. Но тут вдруг случилась Камчатка.

За год это уже вторая, после Норильска, масштабная экологическая авария, о которой мы узнаём из соцсетей. Камчатские сёрферы написали в Инстаграме, что запах у океана неестественный, вода вязкая и грязная, после выхода на берег появляются странные симптомы: першение в горле, тошнота, рвота, боль и помутнение в глазах. Позднее некоторым сёрферам поставили диагноз – ожог роговицы. После поездки на Камчатку туристический кешбэк придётся потратить на поход к офтальмологу и лекарства.

Первым из селебов, кто обратил внимание на это, был Юрий Дудь, он репостнул публикацию сёрферов. Потом новость понесли СМИ – разлетелись ужасные кадры мёртвых осьминогов, нерп, рыб… И только когда молчать уже было просто неприлично, власти начали реагировать. Несмотря на масштаб катастрофы, за всех отдувался один несчастный начальник Камчатки. Губернатор Владимир Солодов каждый день отчитывался о проделанной работе в Инстаграме. Там же, в Инстаграме, Солодова и жалели: только пришёл, бедолага, а уже столько свалилось.

Сначала Солодов говорил, что рассматриваются три версии. Первая – выделение из земной коры ядовитых веществ во время вулканической активности. Вторая – тоже природная – “океан сам виноват”, во время шторма водоросли-зомби выбросило к береговой линии, они и отравили моллюсков токсинами. Так мы узнали, что есть не только офисный, но и токсичный планктон.

Третья версия – техногенная. На Халактырском пляже обнаружили следы горюче-смазочных материалов. В Авачинском заливе и ближайших реках нашли токсичные вещества: фенол превышает норму в 3 раза, железо – в 6 раз, фосфат-ион – в 10! Но всё равно это не те значения, чтобы в радиусе нескольких километров в буквальном смысле вымерло всё живое.

-2

Потребовалось больше недели шумихи в СМИ и соцсетях – и, наконец, свершилось. Уголовное дело возбудили по двум статьям – загрязнение морской среды и нарушение правил обращения экологически опасных отходов. То есть, по сути, официально признали – да, не океан виноват, а выброс химикатов.

В качестве основной версии рассматривают утечку химических веществ. Под подозрением пять могильников, но самый вероятный источник загрязнения – Козельский полигон ядохимикатов. Это два гектара земли, обнесённые рвом, без какого-либо ограждения. Во время проверки выяснилось, что пару лет назад местные разобрали забор на свои участки, посчитав эту территорию бесхозной. То есть два года полигон растаскивали, и никто ничего не сделал.

К военным полигон не имеет отношения. В 1979 году его создала областная организация “Камчатсельхозснаб” для сельскохозяйственных ядохимикатов. Там захоронено больше ста тонн отходов первого класса опасности – то есть ЧРЕЗВЫЧАЙНО ядовитых. Первую утечку обнаружили в 2002 году, тогда вредные вещества в грунтовых водах превысили норму вдвое. С тех пор местные власти начали проводить экологический мониторинг. Компании, которые его делали, постоянно менялись. Три из них – камчатские, а с прошлого года подрядчиком выбрали тюменскую. За эти годы также выяснилось, что на полигоне кроме сельхозхимикатов закопаны 20 тонн мышьяка – по выражению одного из агрономов, этого хватит, чтобы отравить всю северную акваторию Тихого океана.

В общем, в 2008 году полигон признали опасным, решили его законсервировать, на что выделили 8,5 млн рублей – и пустили их на влагозащитную плёнку.

Подтвердится эта версия с полигоном или нет, как говорится, следствие разберётся. Но учёные из Института вулканологии уже установили, что пробы воды, взятые у могильника, – в пределах питьевого госта. Поэтому не исключено, что в результате крайним всё-таки останется планктон.