Термином «авангард» называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков.
Впервые этот термин привнес в понятийный ряд французский журналист, критик и первый историк импрессионизма Теодор Дюре еще в 1885 году. Тогда термин не прижился.
Повторно понятие «авангард» вернулось в терминологию знатоков искусство в 1950-х годах и прозвучало из уст опять-таки француза, художника-конструктивиста Мишеля Сёфора, историка абстракционизма, который обозначил как «авангард» ломающее устои русское искусство начала ХХ века.
Александр Бенуа в своей статье, посвященной открытию выставки Союза русских художников в 1910 году, особо выделили нескольких художников, творивших в Москве, во главе с Михаилом Ларионовым, назвав их искусство авангардным.
Далее возникли разночтения: «авангард» в общепринятой практике стал отождествляться с модернизмом, а «русский авангард» стал отдельным трендом.
К течениям авангардистского искусства можно отнести следующие направления:
Экспрессионизм
Возникший как ответная реакция на тревоги революций и ужасы Первой мировой войны. Во главу угла экспрессионисты поставили эмоциональную составляющую произведения.
Кубизм
Художники, работающие в этом направлении, использовали простые геометрические формы в изображении трехмерных объектов, создавая двухмерный объект на холсте. У истоков кубизма стоял Поль Сезанн, в стиле кубизма работал Жорж Брак, но наибольшую известность этому направлению принес Пабло Пикассо, произведения которого в Россию привез коллекционер Сергей Щукин.
Футуризм
Это движение, возникшее в 1910-х годах, делало ставку на будущее, на постоянное движение. Скорость, энергия, ощущение движения, доля абсурда — все это можно найти в полотнах футуристов.
Сюрреализм
Поклонники творческой энергии подсознания, сюрреалисты черпали свои сюжеты из снов и гипнотических состояний. Совмещая сон и реальность, художники-сюрреалисты являли миру хаотичность образов, отделяя дух от материального мира. Сальвадор Дали — тот и вовсе утверждал: «Сюрреализм — это я».