Древние оракулы называли цвета «божествами». Художники — «материальными состояниями души» и уравнивали их с человеческими чувствами. Для дизайнера одежды цвета - основа основ модных веяний.
Цвет динамичен и может оказывать действенное влияние на физиологию и психику человека. Психофизиологи называют три основных пути цветового воздействия.
Во-первых, через кожные рецепторы, которые передают на бессознательном уровне необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Например, известно, что теплые тона (спектр «красный – оранжевый – желтый») повышают артериальное давление, температуру тела и стимулируют аппетит.
Степень теплоты или холодности, светлоты или темноты того или иного цвета могут на бессознательном уровне диктовать определенное психическое состояние. Одежда теплых тонов может нести импульс побуждения, агрессии, вызова, бодрости, любви, активности, интимности, жизнерадостности.
Диапазон состояний, вызванных влиянием холодной цветовой гаммы также достаточно широк: успокоение, сдержанность, надменность, мрачность, замкнутость, подчиненность. Светлые тона усиливают проявление женственности, дружелюбия, молодости, игривости, а темные— мужественности, сдержанности, изощренности, ощущение старости.
Во-вторых, цвет воздействует через зрение. Цвет одежды отражается уже на уровне подсознания и сознания. Речь идет об особенностях ассоциативных впечатлений, которые цвета вызывают у разных людей. Эти ассоциации связаны с чувствами, мыслями и даже мировоззрением воспринимающего человека, а также могут выражать дух времени, геополитические, культурные особенности цивилизации. К примеру, взять ассоциации с модными этой осенью оттенками красного и синего цветов. Красный для представителей западноевропейской культуры - воплощение смелости, бодрости, решительности, вспыльчивости, пылкости. Его считают стимулирующим, вызывающим, веселым, беспокойным, жарким. Он - символ открытости, агрессивности, опасности, властности.
Классический синий кажется спокойным, сдержанным, серьезным. В своем крайнем проявлении — холодным, меланхоличным, даже депрессивным. Но в институте Pantone утверждают, что Classic Blue не цвет грусти, а " привносит чувство мира и спокойствия в человеческую душу, вселяя спокойствие и уверенность и предлагая убежище". Нынешняя мода, на первый взгляд, сталкивает две противоположности. Но это лишь кажущееся противоречие, потому что есть то, что объединяет эти цвета – теплый тон.
И, наконец, цвет воздействует через социум, поведение и взаимодействие членов которого часто ставится в зависимость от особенностей их цветовосприятия.
Лица, предпочитающие теплые цвета в одежде, — экстраверты, восприимчивы к новым идеям, активны, легко адаптируются к различным социальным ситуациям, настойчивы, дружелюбны, проявляют интерес к другим людям, обладают быстрым и гибким мышлением.
Почитатели холодных оттенков — интроверты, замкнуты, пассивны, осторожны в общении с другими людьми, медленно приспосабливаются к изменениям, имеют трудности самовыражения.
С давних времен цвет широко используется для выражения:
- общественной дифференциации
- религиозных представлений
- обозначения возрастных и половых различий
- праздничности и траура и т.д.
Так, испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божественности. Серый цвет в средневековой Европе назывался цветом джентльменов, считался цветом высшего света. В Европе современной серый не раз оказывался как на вершине модного Олимпа, так и у его подножия. Розовый — цвет детства, цвет надежды и духовного единения с миром. Зеленый ассоциируется с юностью, жизненными перспективами, рождением и надеждой. Черный цвет является символом либо торжественности, либо траура (в христианстве). Черные одежды обычно носят агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты.
Здесь будет уместно привести результаты изучения учеными США разных типов униформы команд Национальной хоккейной лиги и Национальной футбольной лиги. В исследовании ясно показано, что одежда одновременно влияет и на человека, который ее носит, и на человека, который с ним общается. Выяснилось, что команды в черной спортивной форме оказались в своих лигах почти чемпионами по количеству полученных штрафных ударов. Команды, которые носили форму другого цвета и переменили ее на черную, стали после этого получать больше штрафных. Авторы предполагают, что игроки в черной форме кажутся себе более агрессивными, а это в сочетании с тем, что судьи воспринимают их точно так же, и ведет к большему количеству пенальти (Frank & Gilovich, 1988).
Цвет, несомненно, является одним из важных средств оформления внешности в любой ситуации и требует осознанного выбора.
*******
Какие цвета преобладают в Вашем гардеробе? Как меняется гардероб под влиянием моды? Поделитесь своим опытом.
Еще больше информации о психологии личности и моды в моей книге "Психология моды" и в статьях на сайте www.mayakiloshenko.com
На сайте Вы можете записаться на мои авторские курсы, семинары и консультации. Учиться никогда не поздно!
Буду признательна за финансовую поддержку моих исследований.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!
Просьба к читателям оставлять только вежливые комментарии по сути обсуждаемых вопросов.