Lesson 17. Unit II. Modal verbs. The verb can.
I. Hello, my dear students! This is our seventeenth lesson of the course Elementary English Elementary. It starts the second unit of our course which is called 'Modal Verbs'. But first, as usually, I'm giving you the key to exercise 2,from lesson 16. Привет, мои дорогие ученики! Это наш семнадцатый урок курса "Базовый английский элементарно". Этим уроком мы начинаем второй раздел нашего курса, который называется «Модальные глаголы». Но сначала, как обычно, правильный вид письменного упражнения из 16-го урока.
Exercise 2. Write these sentences in Russian.
1. А: Where is Alan? Have you seen him?
B: Yes, he went out ten minutes ago.
A: And Susan?
B: I don't know. I haven't seen her.
2. Mary works in a factory. She's (has) worked there for six months. Before that she was a waitress in a restaurant. She worked there for two years, but she didn't enjoy there.
3. A: Have you ever been to Thailand?
B: Yes we went there two years ago.
А: Did you have a good time?
B: Yes, it was great!
4. A: Do you know Steven's sister?
B: I've seen her a few times, but I've never spoken to her. Have you ever
spoken to her?
А: Yes, I met her at a party last week. She's really nice.
II. А теперь приступим к новой теме. Ей мы посвятим ближайшие три урока нашего курса. Итак, модальные глаголы. Что это за особые глаголы, и в чём их отличие от остальных глаголов английского языка? Этих отличий четыре.
1. Модальные глаголы никогда не употребляются «в одиночку», в отличие, скажем, от нашего любимого глагола be, так как являются глаголами неполного действия. Рядом с ними, а точнее, после них всегда должен стоять второй глагол. Рассмотрим этот пункт правила на примере самого популярного модального глагола can, что значит, мочь, уметь, иметь возможность. Если мы с вами просто скажем I can... (я умею), то действие будет неполным и потребуется пояснение: я умею что? Читать, писать, петь? I can read. I can write. I can sing.
2. И, как видно по приведённым выше примерам, второй глагол (который в этом случае будет по-прежнему именоваться смысловым) употребляется без частицы to, которая в случаях соединения в одно сказуемое двух обычных глаголов как раз употребляется: I like to travel by train. (Я люблю путешествовать на поезде) I want to wina lottery. (Я хочу выиграть в лотерею)
А теперь, для сравнения эти же глаголы, но в паре с can:
We can travel by train. It's cheaper. (Мы можем отправиться в путешествие на поезде, это дешевле.)
I can't win a lottery for years. Я не могу выиграть в лотерею долгие годы.
3. Третьей особенностью глагола can и других модальных глаголов является их способность при необходимости становиться вспомогательными. А необходимость эта возникает, как вы наверняка уже запомнили, при построении вопросительных и отрицательных предложений. Вот как выглядят подобные предложения с глаголом can:
Can you play golf? (Умеете ли вы играть в гольф?)
I can't (cannot) dance. (Я не умею танцевать.)
В некоторых случаях модальные глаголы, и особенно can действительно могут становиться чисто вспомогательными, полностью утрачивая своё лексическое значение:
Can you hear me? Этот вопрос означает не «можешь ли ты меня слышать?», а «слышишь ли ты меня?». И иногда по-английски говорят и Do you hear me?, что означает ровно то же самое.
4. И, наконец, четвёртой особенностью модальных глаголов является их «неупотребляемость» в формах continuous и perfect, а также в будущем и прошедшем времени. Вместо них в этих формах употребляются глаголы-заменители, о которых мы поговорим в одном из наших следующих уроков. Единственным глаголом, имеющим собственную форму прошедшего времени является как раз глагол can. И эта его собственная форма — could.
И теперь давайте ещё немного поговорим о глаголе can. Этот глагол, как раз в вопросительных предложениях, приобретает дополнительный смысл, связанный с особенностью, прежде всего, английского менталитета. Дело в том, что у англичан считается невежливым и даже грубым обращать к кому-либо, особенно к малознакомым людям, просьбу в повелительном наклонении: Дайте мне этот словарь, пожалуйста. С нашей точки зрения, ничего «страшного» в такой просьбе нет. А вот если вы по-английски скажете: Give me that dictionary, то даже если вы традиционно добавите к своей просьбе слово please, то саму вашу просьбу сочтут невежливой. Чтобы этого избежать, вам следует сказать: Can you give me that dictionary, please?,то есть, облечь свою просьбу в форму вопросительного предложения. А уж если вы в магазине спросите у продавца: Can I have that book, please?, то он (или она) ни в коем случае не сочтёт это за вопрос, а постарается выполнить просьбу, которую, собственно, он собой и представляет: Дайте мне, пожалуйста, ту книгу! Вот ещё несколько примеров подобного рода:
Can you change fifty pounds, please? (Не разменяете ли вы мне пятьдесят фунтов?)
Can you open the door, please? (Откройте дверь, пожалуйста.)
Can I have a glass of water, please? (Дайте мне, пожалуйста, стакан воды.)
В этих и им подобных примерах возможна замена формы can формой could (и в данном случае это не будет означать действия в прошлом):
Сould you change fifty pounds, please?
Сould you open the door, please?
Сould I have a glass of water, please?
Но также эта форма употребляется и как именно форма прошедшего времени глагола can:
When I was young I could run very fast. (Когда я был молодым, я умел бегать очень быстро.)
Sue and Dan had a party last week, but I couldn't come. (На прошлой неделе у Сью и Дэна была вечеринка, но я не смог прийти.)
И последнее о глаголе can на сегодня. Вы, наверное, уже заметили, что вопросительные и отрицательные предложения с этим глаголом образуются так же, как и с любым другим. В вопросительном он ставится перед подлежащим, а в отрицательном к нему прибавляется частица not. И это, разумеется, верное наблюдение.
III. А коли так, то самое время закрепить всё вышесказанное упражнением, причём, сразу письменным. В нём вам нужно будет не только поставить глаголы из верхней строчки в предложения по смыслу, но также и употребить, опять же, исходя из смысла предложения, нужную форму модального глагола: can, can't, could или couldn't.
speak hear find find wait decide go
1. You're speaking too quietly. I ______________ you.
2. Have you seen my glasses. I ____________ them.
3. Susan got the job because she ___________ four languages.
4. I wanted to talk to John yesterday, but I ______________ him.
5. Rachel doesn't know what to do. She _____________ .
6. Kate ______________ to the concert yesterday. She was ill.
7. _________ you ________ a moment, please?
Чтобы вам было легче, я покажу вам, как делать это упражнение на примере первого предложения.
You're speaking too quietly. I ______________ you. Переводим: «Ты говоришь очень тихо. Я __________ тебя» Единственным глаголом, имеющим отношение к понятию «говорить тихо», является hear (слышать). Но если человек говорит тихо, то его не слышат. Значит,нам надо перед глаголом hear употребить can в отрицательной форме: I can't hear you.
И как всегда в конце урока — словарь.
IV. DICTIONARY
change – изменить, разменять
dance – танцевать
fast – быстро
a glass – стакан
glasses – очки
golf — гольф
ill – болен
lottery – лотерея
quietly – тихо
sing – петь
talk – разговаривать, болтать
too – слишком
And so, our lesson is finished. It's time to say 'good bye'.