В последнее время в мире стало модно требовать от людей покаяния за далёкое прошлое, не за свои поступки, а за то, что когда-то сделали их далёкие предки.
Оставим пока в стороне вопрос о том, насколько эту идею в принципе можно назвать здравой. Для начала присмотримся к тому, что требования о покаянии носят весьма избирательный характер. Они обращены исключительно к представителям европеоидной расы и христианам. Ни к кому иному.
Начнём издалека. До сих пор можно встретить весьма активную пропаганду о том, какой ужасной вещью были крестовые походы, какими негодяями были крестоносцы и как они массово расправлялись с иноверцами на территории Палестины.
То, что, как и на любой войне, без жестокостей не обошлось – понятно. Примеры всегда можно подобрать. Но только почему-то любители поплакаться о пострадавших во время крестовых походов мусульманах забывают о том, что территория Палестины, Сирии, Египта были изначально христианскими, частью Византийской империи и под власть арабов мусульман попали только в VII веке. Причём произошло это, разумеется, не добровольно, а после завоеваний. Где призывы в к мусульманам покаяться за захват этих христианских территорий?
Но ладно крестовые походы, ещё в конце XVII турецкие войска рвались в самое сердце Западной Европы, осаждали Вену. А европейские нации на Балканском полуострове, такие как греки, сербы, болгары находились под турецкой оккупацией вплоть до второй половины XIX века. Где покаяние со стороны турок?
Или вот взять популярную тему покаяния за работорговлю. Конечно, интересно уже то, что каяться предлагают всем белым американцам, включая тех, чьи предки прибыли в США уже после отмены рабства. Но ведь, опять же, не только европейцы отметились за этим занятием. Когда португальские корабли начали продвигаться вдоль африканского побережья, то в Африке уже существовала развитая система работорговли. Основным потребителем была Османская империя и арабские страны.
Европейцы несколько перенаправили торговые потоки, но африканцы поступали на рабские и турецкие невольничьи рынки ещё долго после того, как европейские страны признали работорговлю незаконной? А уж если вспомнить о том, что в подавляющем числе случае европейцы не гонялись за неграми по джунглям, а покупали пленников у других африканских племён.
Но никто не вспоминает. Получается, что работорговля у европейцев это плохо, а вот у арабов и турок вполне нормально?
В России истерия покаянчества вроде не приобрела столь всеобщего размаха. Но если проявляется, то вполне в духе общемировых тенденций. То есть, предполагается, что русским нужно каяться перед крымскими татарами, причём за действия советской власти, которую трудно назвать русской. А вот поднимать вопрос о необходимости татар каяться за многочисленные походы, грабежи и убийства русских на протяжении нескольких столетий – это вроде как и неприлично.
Понятно, что в таком одностороннем варианте от покаяния вообще ничего нет. Но даже если представить себе вариант, когда реально все друг перед другом каются, то ничего хорошего в этом не будет. Для стран это не может не вести только к нагнетанию конфликтов, потому как вытаскивать неприятные страницы и выяснять, кто больше виноват, можно до бесконечности.
Если же посмотреть со стороны отдельного человека, то это тоже вредно. Потому как каяться человек должен исключительно в СВОИХ грехах, но не за своих предков или вообще людей одной нации или расы. Если человек начинает каяться за ту же массовую работорговлю и убийства индейцев, например, то сложно ждать от него, что он будет серьёзно относиться к настоящим своим грехам, которые просто потеряются на фоне тех злодеяний, «покаяние» за которые ему навязывают.