Найти тему
28 подписчиков

«Ирландец» Скорсезе как точка в жанре гангстерского кино

Почему это финальное высказывание жанра про мафию

Моя любовь к гангстерскому кино началась с великого «Крестного отца», за которым последовал не менее грандиозный II-й фильм, затем «Славные парни», «Казино», «Клан Сопрано», «Подпольная империя, «Отступники», «Острые козырьки» и т.д. Жизнь мафии оказалась не низкопробным нишевым жанром, а культовым явлениям в золотом фонде кинематографа.

Новый фильм Скорсезе я ждал с большим удовольствием. Сюжет «Ирландца» бежит по американской истории послевоенного периода. Имена, фамилии и события, выстреливают по неподготовленному зрителю, словно из автомата Томпсона. Прошедший войну, а ныне дальнобойщик Фрэнк Ширан (Де Ниро) случайно знакомится с влиятельным представителем итальянской мафии Расселом Буфалино (Джо Пеши). «Славные парни» принимают его в свое окружение, Фрэнк продвигается по социальной лестнице и сталкивается с влиятельным профсоюзным вождем Джимми Хоффой (Аль Пачино), для которого сдержанный и молчаливый Фрэнк, уже получивший кличку Ирландец, становится другом и поверенным в делах.

Финал, который скрывали...

Скорсезе умело соединяет в фильме документалистику, куда ловко вплетает конспирологию (убийство Кеннеди), политику (борьба за пост председателя профсоюза), экономику, мафию и удивительно тонкий ромком, который не ожидаешь увидеть в гангстерском кино. За последнее отвечает великолепное актерское трио. В фильме очень мало женщин, за что Скорсезе уже досталось, но будем откровенны — любовная линия казалась бы лишней на фоне дружбы и привязанности, что испытывают друг к другу главные герои. Их жизнь это череда выборов между преданностью законам «семьи», самолюбием, дружбой и деньгами.

На протяжении 3.5 часов ты наблюдаешь за хладнокровными убийствами, крушением семьи, падением экономики, расцветом коррупции, а на фоне: убийство Кеннеди, Уотергейтский скандал, Карибский кризис, бомбардировка Сербии. Жестокость, жадность и беспринципность мафиозного клана является следствием аморальности американской политики, — недвусмысленное высказывание Скорсезе.

Но режиссер проводит зрителя через целую эпоху не пытаясь выдавить слезу, заставить кричать от негодования или хлопать от восторга. Главная драма припасена напоследок и это не смерть, тюрьма или разоблачение. Все гораздо проще — это старость и одиночество.

«Ирландец» показывает финал, что скрывали от нас все прошлые фильмы про мафию. Через несколько десятилетий за фасадом дорого костюма, роскошного автомобиля и очереди из Томми-гана скрывается беспомощный взгляд на дверь в доме престарелых с надеждой увидеть семью, которая тебя стыдится или друзей, которых не осталось. Только ФБР продолжает делать исправные визиты в надежде узнать про старые дела.

— Фрэнк, ваш адвокат умер. К чему молчать?
— Кто убил?
— Хм (усмешка)…рак.

Некоторые вещи в фильме удались не полностью. Уникальная технология компьютерного омоложения работает не на все 100%, так что гримеры могут выдохнуть спокойно. Сложно поверить во всемогущество мафии, глядя на низкого коренастого Ирландца, который вовсе не выглядит опасным гангстером. Солидный возраст актеров выдает походка и телосложение. Ощущение, что мафия — это парочка мужичков предпенсионного возраста, не пропадает на протяжении всего фильма.

Почему это финальное высказывание жанра про мафию-2

В остальном «Ирландец» — это великолепная точка в жанре гангстерского кино от выдающегося режиссера. В конце крутые мафиози умирают в инвалидном кресле, разбитые параличом, артритом или склерозом, приговоренные жить с медленным осознанием бессмысленности всего, что они сделали, свято веря в кодекс мафиозной чести. (если их не убивают раньше)

Вердикт

Просто посмотрите этот выдающийся фильм. В ближайшие 10 лет ничего подобного не предвидится. Но если вы только начинаете знакомство с гангстерским кино, то рекомендую отложить «Ирландца» и вернуться в более благосклонные для этого жанра 70-е и 80-е. Насладитесь, перед тем как узнать, чем закончится эпоха фильмов про мафию.

Оценка 9