Доста-алось, ох, досталось великому пианисту Святославу Рихтеру за его дневниковые суждения о песнях Владимира Высоцкого! За его "...я никак не могу вибрировать, ни в отношении музыки (это просто мусор), ни в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверх-неинтересно и несимпатично." ( - Начало дискуссии см. здесь - "Шнитке и Рихтер спорят о Высоцком").
Читатели отреагировали резко, бурно, наотмашь...
Элен:
- Сколько людей помнит Рихтера, а сколько Высоцкого?
В ответ доносилось:
- Элен, если пособирать поклонников Рихтера по всему миру - а он музыкант мировой величины! - то, пожалуй, не меньше, чем Высоцкого. Если добавить к этому тиражи записанных им пластинок, сыгранных концертов... В общем сомнительное "соревнование".
Bach Melomanov:
- ...если б Высоцкого при жизни активно издавали на виниле, его тиражи перевесили бы любую классику. Но только в СССР.
Были суждения и более взвешенные...
Irina S.:
- ...эстетика совсем разная, разные художественные задачи. Высоцкий - национальное достояние, выразитель чувств народа. О нём невозможно говорить только как о музыканте. Рихтер неслучайно так пренебрежительно отозвался о его музыке. Да и сам Высоцкий не считал себя музыкантом. Он - слишком масштабное явление. Символ эпохи. А искусство музыкального исполнительства, классическое искусство - совсем другое дело. Рихтер - гениальный интерпретатор классики. Это - великий музыкант. Но он не несёт дух своего времени. Шнитке с народом тоже как-то не соотносится. Там другие критерии искусства. Его музыка никогда не будет массовой, ей это не нужно и популярной она тоже не будет.
Звучало и совсем уж убийственное:
Нехитрый Ой-ой-ой!: - Не с кем не спорю. Но! Как можно сравнивать творцов и пианиста, пусть и гениального? Бах, Моцарт, Шнитке- композиторы... Высоцкий прежде всего поэт. При этом, во многих произведениях, и очень сильный мелодист... Рихтер же был виртуозным пианистом, но... играл он ЧУЖОЕ! Создавать своё или надрессировывать себя на исполнение чужого - это две большие разницы. С уважением!)
С не меньшим уважением ко всем комментаторам - пусть даже наши мнения и не совпадают! - чуть ниже приведу суждения замечательного киноактера Леонида Куравлева и великого самородка, писателя, режиссера, кинодраматурга и актера Василия Шукшина, которому, как и Высоцкому - Рихтер и его поклонники, ещё при жизни пеняли на то, что недопустимо в своих кинокартинах «...в век, когда все учатся, — воспевать малограмотность героя, в век великих социальных революций проповедовать некую „сермяжную“ правду, смысл жизни искать в простейших растительных радостях…».
Это - только один из сердитых отзывов о режиссерском дебюте Василия Шукшина "Живёт такой парень" (1964 г) с молодым Леонидом Куравлевым в главной роли.
Так ведь он, Шукшин, как и Владимир Высоцкий, искал правду жизни вдали от сияющих концертных залов, в которых потрясал своим исполнением Рихтер! И эта дистанция - между изображаемым, между одними и другими героями произведений и поклонниками этих артистов - была огромна!
Вот что в ответ на острую критику писал Василий Шукшин после выхода на экраны картины "Живёт такой парень", снятой по его же рассказам:
- Один упрек, который иногда предъявляют нашему фильму: говорят, что герой наш примитивен... Я не отстаиваю право на бескультурье. Но есть культура и есть «культурность». Такая «культурность» нуждается почему-то в том, чтобы ее поминутно демонстрировали, пялили ее в глаза встречным и поперечным. Тут надо быть осторожным. А то так скоро все тети в красивых пижамах, которые в поездах, в купе, в дело и не в дело суют вам «спасибо» и «пожалуйста» и без конца говорят о Большом театре, тоже станут культурными.
И как подтверждение словам Шукшина, как отпор тем, кто утюжил и утюжит за "простоту" великого русского барда, поэта Высоцкого, звучат слова, вечно игравшего хитроватых простачков, Леонида Куравлева:
- Я на практике видел, как эта «культурность» отскакивала от Шукшина. Это пошлость. Пошлятина. Не было этого в нем! Если в его фильмах что-то казалось пошлым, то это шло от народа. Есть какие-то мотивчики в «Живет такой парень», что-то такое там проглядывает, но это очень крепким узлом связано с душой народа. Он не мог не унаследовать и эту народную пошлинку. И тем ближе он к нам становится, Вася-то Шукшин. Тем ближе и роднее.
Надо сказать, что это понял и известный киноспециалист по далекому от описаний "культурности" в своей прозе Максиму Горькому, Марк Донской. Он писал, что в фильме "Живёт такой парень" создан характер очень национальный, с ходу и с удовольствием узнаваемый (- Вспоминаем тут песни Высоцкого!). Одно из главных достоинств картины Донской видел «в переливах, как в перламутре, — от смеха к грусти и опять к смеху». И вместе с тем, и даже в первую очередь - "...серьёзнейшее раздумье о человеке, о смысле человеческой жизни».
Забавно, что Донской недоумевал, почему эту киноработу Шукшина многие восприняли как кинокомедию...
Не воспринял ли и Рихтер песни Высоцкого как "кинокомедию". Хотя, как "газету", как мы видим, воспринял. И отверг.
Тут великому исполнителю Баха и Бетховена, Листа и Рахманинова могла бы пооппонировать киновед Нея Зоркая:
- ...картина режиссёра-дебютанта „Живёт такой парень“ засверкала юмором, словно бы свежей утренней росой, открыла череду обаятельных портретов, написанных с безупречным знанием и родственной любовью. И всех их словно притягивал к долгому своему маршруту чуйский шофер Пашка Колокольников. В исполнении Леонида Куравлева представал на экране истинно русский народный герой, современный Иванушка, наивный и хитрющий, фантазёр и верный друг. Необыкновенный кинематографист родился!
Другой известный киновед и ведущий "Кинопанорамы" (1976-1979) Георгий Капралов отметил, что фильм "... тем и привлекает, что не даёт однозначных решений, а заставляет думать о сложности жизни, размышлять о добре, морали, истинной и ложной красоте".
Ну, как же этого было не понять-то, Святослав Теофилович?! Тем более, что и сами писали ранее в своем дневнике:
- Когда нас посетили Высоцкий с Мариной Влади, наша большая комната была как цирк! Все стены расклеены комическими изречениями — следы вечеринки моего курса. Высоцкий с удовольствием спел под гитару свои песни. Мы симпатично посидели.
Читатель Вера Аксёнова добавляет предысторию этой встречи, почерпнутую из книги воспоминаний Марины Влади...
- У тебя есть тайная страсть к одному человеку,которым я сама глубоко восхищаюсь. Однажды, весь сияя от радости,ты сообщает мне,что Святослав Рихтер ждёшь нас к чаю...
Я редко видела, чтобы у тебя так светились глаза. Ты чрезвычайно старательно выбираешь, что надеть и все время спрашиваешь меня, который час...
Я познакомилась с Рихтером в Париже у моей сестры Одиль Версуа, его давней и страстной поклонницы и близкой подруги.
Я тоже робею, поскольку, за исключением этой короткой встречи, я видела его лишь как восторженная зрительница на концертах...
В восемьдесят четвертом году я буду присутствовать в Париже на репетиции Рихтера. Когда маэстро поднимется, я подойду к нему, и мы посмотрим друг на друга долгим взглядом. Своими сильными руками он возьмет меня за плечи, печально улыбнется и скажет: -Нужно всегда быть готовым умереть. Это - самое важное.
Марина Влади. "ВЛАДИМИР или Прерванный полёт."
Скорее всего Марина посодействовала тому, чтобы Рихтер пригласил их на чай.
И вновь слово - Леониду Куравлеву:
- ...Вы знаете, когда умирает, скажем, Высоцкий, сколько друзей вдруг появляется-объявляется: «А вот мы с ним…». Этого я боялся с самого начала, еще до смерти Высоцкого.
Очень осторожно (и) к нему относился, к Васеньке (Шукшину). - Продолжал Куравлев. - Я его берег в себе. И не надо, не надо свой нос совать в его жизнь. Потому что он вел ее слишком бурно. Я говорю о темпераменте: это означает, что каждая минута его жизни была важна для него, а в результате – для нас.
И вновь - о Шукшине, а словно бы о Высоцком! Это - к его загулам, водке, наркотикам...
Но послушайте дальше, что говорил Леонид Куравлев в "Белой Студии" Дарьи Златопольской! И вновь, читая, попробуем это соотнести с жизнью-факелом Высоцкого...
- ...сцена сватовства ( - в к/ф "Живет такой парень") – моя самая любимая сцена из всего, что мною сыграно. Он (- Шукшин) ее очень быстро снял. Может быть, не стоило это обнародовать, но я вам сейчас расскажу.
На эту сцену было положено пять дней. Пять дней, живи – не хочу! Купайся во времени! Пришел, стал гримироваться. Входит помощница режиссера и говорит: «Так, прекращаем гримироваться, Вася запил». Ладно. Так повторилось на второй день, на третий и на четвертый. Я уже к этому привык. Русский человек в душе ленив, это нам свойственно. Вот, думаю, как хорошо – поспать можно.
Пятый день, сейчас опять… Нет! Меня гримируют. Прихожу в павильон, а там Вася с оператором работает. Я вижу: очень длинно рельсы разложены под тележкой с камерой. Я хорошо понимаю, что будут снимать большими кусками, чтобы наверстать четыре упущенных дня. Думаю: «Ну вот, попал я».
Стали снимать. И сняли за одну смену великую сцену! Великую сцену!
Это - отчасти - и ответ на комментарии под другой статьёй о творчестве Владимира Семеновича "Эту роль хотел играть Высоцкий. Но это была бы катастрофа!"
Теперь, после ухода Великих - и Рихтера, и Шукшина, и Высоцкого - мы можем сколько угодно сравнивать "узлы", которыми были привязаны к жизни эти артисты, поэты, писатели. Можем спорить, можем слушать и переслушивать, читать и перечитывать... Это не страшно. Страшно - забыть, растерять эмоции, которые высекли, да и продолжают высекать их таланты.
Искренне ваш Лев Комов.
А давайте все-таки еще раз послушаем Рихтера...
С. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. 1-я часть.
За роялем - Святослав Рихтер.
Ещё о Высоцком на канале "5 лучших!" - здесь: