До пандемии и вообще 2020 года всё было просто: захотел отметить день рождения в Минске, приехал на красивейший Витебский вокзал, сел в уютный синий плацкарт БЧ, и ранним утром уже шагаешь вдоль Свислочи. Мы с супругой провели в Белоруссии неделю. Смотрел я вокруг и думал, - бедняги, ведь и до них доберутся, а они будут уверены, что всё происходит ради их блага.
Чучело государственной политики
Сегодня я вспоминаю ту поездку немного под другим углом, уже со знанием замятни, которая началась в Белоруссии летом. Видел я тогда рости майдана? Всего вот этого? Да, конечно. Начиная с упорного желания втиснуть куда только можно признаки жития суверенного народа с богатой самостийной историей. Вот даже хотя бы вывески и топонимы в центре Минска, все эти "аптэка", Незалежность и прочие выкрутасы.
Среди моих приятелей было достаточно много толкиенистов, а в силу своих профессиональных наклонностей я еще и всерьез углубился в их игры, в смысле разбора технологий. Ну так вот: у толкиенистов мир и история намного, несравнимо лучше прописаны, чем у независимых и суверенных. Мало того, толкиенисты, будь то эльфы или орки, отыгрывают свои роли куда убедительнее, чем разнообразные "патриоты".
И самое главное - толкиенисты четко знают границу между своей игрой и реальностью. Например, предводитель оркского воинства, отыгрывающий отвратительного персонажа, в миру - любящий отцец в многодетной семье, пишет стихи, и пока не был списан по контузии служил снайпером в ОМОНе, регулярно отправляясь в командировки отстреливать конкретных орков, а не сказочных персонажей.
Толкиен создал мир, в котором есть богатая история, но не пытался подменить своей сказкой реальность. А вот суверенные "элиты", плохо прописав выдуманную историю, всеми силами пытаются втиснуть её в реальность. Это касается и батьки Лукашенко, да и вообще множества патриотов, включая и русских, выдумывающих миллион лет славных побед, тем самым отрицая и обесценивая настоящие.
И вот в случае с Белоруссией, как ранее с Украиной, да и со всеми постсоветскими республиками (субъекты РФ не исключение), этот графоманский недолкиенизм - государственная политика. Историю из науки превращают в "байку для братвы".
Величие обыденной, но настоящей жизни, непрерывного экзистенциального подвига предков, вложивших свои пот и кровь в краски исчезающего сегодняшнего дня, выхолащивают тупыми ножами своих примитивных сознаний, вымазывают в клейком дерьме своих пошлых пороков и мелочных дрязг, обваливают в петушиных перьях своих неказистых страстишек и хотелок, и вот это чучело выставляют на всеобщее обозрение как тотем, как новую правду и веру, как идола и божество, которое оправдывает власть очередного хуторянина. Это называют историей. Это государственная политика.
Национальный арт
А сталкивался ли я с национализмом и патриотизмом суверенного народа в бытовом общении? Да. Было это так. Завтракали и ужинали мы в сетевом кафе "Васильки", ближайшее из которых к нашей гостинице располагалось аккурат напротив КГБ. Так вот если пойти оттуда в сторону Свислочи (там и площадь Победы и парк, где кипел позднее майдан), и повернуть направо, то выйдем к старому стадиону "Динамо" - очень красивое место.
А пройдя дальше за стадион найдем завод "Кристалл" (да-да, хороший алкоголь) с фирменным магазином. И вот если пойти от него по улице, которая очень ароматно пахнет пивзаводом, то выйдем в "хипстерское сердце" Минска, моднейшее арт-пространство. Именно здесь, наверное, больше всего тоскуют по европейским ценностям и свободе. В другую сторону от "Кристалла" небольшая "стена Цоя", но пели рядом с ней в том августе, в очередную годовщину, отнюдь не "Перемен".
Помимо арт-пространств в целом интересовала нас конкретная выставка маститого белорусского художника-графика. Поэтому слегка поплутав мы нашли арт-галерею и зашли прикоснуться к национальной культуре. Национальное встретило с порога - девушка (единственный человек в галерее, кроме нас) упорно говорила на наречии, сильно напоминающем польский. Мы ее понимали, она - нас, хотя каждый говорил на своём. Я в принципе не желал изображать и коверкать какой-нибудь английский, да и девушка, видимо, осознавала, что понимать мы друг друга сможем только не выходя за рамки славянских наречий и их фантомов.
Вот пожалуй и весь национализм, с которым довелось столкнуться за неделю пребывания в Белоруссии. Ну, а выставка художника-графика охватывала все его творчество, работ исключительно суверенного периода на выставку явно не набралось бы. Поэтому было очень много Ленина, революционной тематики, и иллюстраций, которые вполне могли бы украсить какую-нибудь сказку или миф в стиле фэнтези о славной тысячелетней истории борьбы за независимость, в смысле незалежности. Всё это графоманство с историей суверенитетов началось, само собой, не в 1991, и даже не в 1985, а много раньше, еще под чутким руководством перерождавшейся КПСС.
Что еще вспомнить? На национальном диалекте с нами заговорила администратор ресторана итальянской кухни. (Кстати, не пытайтесь заказывать в Минске ризотто, никогда). На диалект срывалась при большом потоке посетителей официантка в "Васильках", но это не было намеренным искажение с перекосом в польский.
Да был еще один мужичок в Бресте. Мы только вышли с вокзала, который тоже памятник и крайне интересное место. И к мужичку мы даже не подходили, шли по навигатору в телефоне. Он сам нас окликнул, и показал куда идти, причем с данными телефона это разнилось. Поверили, пошли - тупик, сволочь. То ли юным помощником пограничников был тот мужик в детстве, то ли польский диверсант, все за Сусанина отомстить пытается.
Фантазии на тему национальной политики в параллельной реальности
У всех людей есть своя настоящая история, у тех, которые сейчас населяют РБ, тоже, безусловно есть, полная трагизма и величия, настоящего, а не выдуманного. И не связана она со всякой бандитской и псевдоинтеллигентской камарильей, вылезшей после революции в Петрограде. Тем более никоим образом не завязана на гитлеровских прихвостней, карателей, предававших свой народ под этим самым "прапором", которым размахивают "эльфы и орки" нетолкиеновских сказок на происходящем минском майдане-2020.
По правде сказать, эту настоящую историю литвинов и Великого княжества Литовского начали затирать еще при царизме. Но чтобы вернуться к реальности от неталантливых графоманских баек, это же надо возрождать историю как науку и давать слово настоящим историкам, и не торопить их... Да и основы власти как-то пошатнутся, смыслы и идеологемы... Других то нет, кроме эльфийских.
А я вот пофантазирую, как могло бы быть в одной из реальностей. Допустим, Сталин оттер партию и идеологию от управления страной, от реального администрирования. Допустим, принцип не создавать мононациональные образования в СССР получил дальнейшее развитие и само понятие национальности стало подчиненным, второстепенным для формации советских людей. Важным, но не более, чем история фамилии и рода, что больше дело личное, нежели базис для государственности.
Вместо тех национальных республик, которые сформировались к 80-м годам в СССР, в параллельной реальности образовались бы некие формации, скажем, национальные округа с очень условной территориальной привязкой. Скорее, как национально-культурные общественные организации, общины, землячества, которых где-то густо и везде, а местами, далеко-далеко от исторической родины, просто небольшое сообщество. И все входят в национальный округ.
В национальном округе есть свой административный аппарат, состоящий из национального комитета КПСС, управления культуры - вся национальная культура в его ведении, и управления образования, которое занимается букварями и краеведческими музеями, но никак не историей.
История у советского народа едина: до революции - это оголтелый империализм царя и махровый дремучий национализм на местах, насаждаемые в интересах правящего эксплуататорского класса. А вот после революции - свобода, давшая возможность счастливо перейти на новую ступень развития и стать советскими людьми. И никакого толкиенизма, только достоверная историческая наука, когда ни одна из версий не становится главенствующей догмой, а остается научной версией до подтверждения.
Ну и какие-то управления по национальным промыслам, древним ремеслам и прочему краеведению. Ну, конечно, финансовый отдел. И серьезный контроль из центра.
А вот для реального управления территории разбиты на республики-округа на основе экономики, логистики и интересов обороны. Без всяких заигрываний с национализмами (это историческое прошлое, культурный базис, но не более) и какими-то там исторически сложившимися ареалами расселений. Для государственно-административного управления - только управленческая целесообразность.
Но это только фантазии. Так не было, так не стало, и не предвидится. Человек так и остается не пройденным мостиком над пропастью.
Беззащитность
Мы были в Хатыни и Бресте, поднимались на Курган славы, посетили Музей Великой войны (не такой масштабный, как на Поклонной в Москве, но отличнейший, и в чем-то даже лучше). Впечатления непередаваемые. Там надо побывать. Мы ходили по паркам и скверам, носились на электросамокатах по широченным вело-дорожкам, и просто гуляли по Минску. Минский ботсад - это просто шедевр! Мы ели славянскую кухню - попробуйте ка в Москве или Петербурге найти славянскую кухню среди бесчисленных кебабов, суши, корейских, китайских и инопланетянских забегаловок.
Мы смотрели в лица пенсионеров, в которых не было страха и отчаянья. Мы видели людей, которые словно вышли из кадров советских фильмов (художественных и документальных) 70-80 годов, такая же безмятежность и расслабленность была на них. Эти люди не ждали подлого удара в спину, они не были напряжены. В руках у людей из 80-х были планшеты и современные телефоны.
Мы не видели гастарбайтеров. Ранним утром подметать улицы родного Минска выходили минчане. Автобусы водят минчане. Собираясь на электричку в Брест мы зашли в чуть ли не единственное в округе место, где можно перекусить в 5 или 6 утра, в Минске ночью магазины и общепит закрыты, кроме нескольких шалманов для туристов и казино. Увидели хипстеров, которые удивительно походили на евреев, как вроде не было гетто, и они дожили.
Я смотрел на этих людей и понимал - они практически беззащитны. Они ведь уверены, что если через три десятка лет после развала СССР и выхода в суверенитет у них до сих пор есть пенсии и социалка - это неотъемлемая данность. И все, что они имеют сейчас и есть настоящий капитализм, надо только больше свободы, чтобы стало больше денег. Судя по происходящему, они не понимают, что настоящий капитализм, вот та вот "свобода", заключается в том, что у них отберут всё. Оставят только выдуманную историю и право быть эльфом или орком в мясорубке, где придется умирать по-настоящему. Хотя есть выбор, всегда есть выбор, быть выдуманным эльфом или настоящим человеком.
Под конец недели нам стало даже скучновато в Минске. Наверное, молодым здесь тоже бывает скучно. Но надо понимать, что захватывающий боевик про цветные революции хорошо смотреть из зала, а быть в том "веселом" замесе самому... И кто им вообще вдолбил в головы, что жизнь - это скучно? Кто им рассказал, что их настоящая реальность - это мрак и серость? С чего они взяли, что перемены всегда и обязательно к лучшему? И что они играют в свою игру?
Котёл цивилизаций (вместо послесловия)
Однажды по рабочему наряду я был на конференции, посвященной национальным вопросам. Был там ученый, высказавшийся, что такое мероприятие зря проводят в открытом режиме еще и детей приводят. Я его понимаю. Маленькие гордые народы, в которых власть культивирует так называемое "национальное самосознание", очень бурно реагируют, когда слышат даже просто научную специальную терминологию, разнообразные "суперэтнос", субстрата и т.д. Но голос ученого потонул в возмущенном хоре, в котором, кстати, звучал голос представителя религии.
И был там некий маститый академик со светлым лицом и горящими глазами. Очень сильно в годах, такой степенный, прямо эталонный. Рассуждал о ценности каждого, даже самого маленького народа, языка и культуры. Я спросил его: а как же котёл цивилизаций, в котором сгорают и смешиваются народности, чтобы дать жизнь этносам, создающим историю и двигающим прогресс? Академик настаивал, что "нельзя", "надо сохранять всеми силами", и далее, эталонно.
Ну ладно. Вот есть конкретный краеведческий пласт, доступный даже на уровне энтузиастов - утварь, артефакты быта, костюмы. Более глубокие изыскания, археология, конкретика по фактам и событиям, социально-общественному развитию лежат в сфере деятельности специалистов-историков. Эпосы и сказания, песни и прочее, из области литературоведения и культурологии. Языки и диалекты, как объекты лингвистики.
А есть бытовые традиции, уклад жизни. И чтобы их сохранить, надо заставлять чукчу жить в чуме и ходить на моржа. Надо заставлять кочевника шататься по тундре с оленьим стадом, а детей, чтобы учились в школе, сдавать на зиму в интернат. Надо в 21 веке заставлять человека каждый день набирать воду из ручья, арыка или колодца, и ходить в туалет на улице, когда там зима и мороз. А еще можно сделать национальный вопрос основой государственности, и притащить чумы на городские улицы. Ладно, не чумы, но образ жизни из стойбищ и кишлаков - в городские дома. То, что получается на выходе иногда именуют маргинализацией, но по сути вот так начинается регресс и деградация цивилизации.
Альтернативу деградации - новая ступень общественно-социального развития, новая наднациональная формация, пусть даже она будет формальна зваться нацией или этносом, но важна суть. История пусть останется для специалистов. Самая устойчивая часть национальных традиций - похоронный обряд. Жизнь - это устремленность в будущее.