Масару Ибука известен не только как создатель прогрессивных концепций раннего развития детей, но и как один из основателей всемирно известной транснациональной корпорации Sony. В чем заключается концепция Масару Ибуки? Почему после трех уже поздно?
Масару Ибука утверждал, что развитие клеток мозга к трем годам завершается на 70-80% , поэтому нужно «ковать железо, пока горячо» и развивать ребенка, пока его мозг еще только формируется. Поэтому нужно приложить максимум усилий для воспитания ребенка, пока ему не исполнится три года. Из-за этой теории его книга в русском переводе получила название «После трех уже поздно» (в оригинале и английском переводе она называется «В детский сад уже поздно»).
Сорок лет назад книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» перевернула традиционные представления о раннем развитии детей . Она приобрела бешеную популярность во всем мире (в том числе и в России), ее даже называли «книгой века». В предисловии к английскому изданию Глен Доман назвал ее одной из самых важных когда-либо написанных книг и заявил, что ее должны прочитать все родители, живущие в мире.
Масару Ибука считает, что все люди рождаются примерно одинаковыми (если только у них нет физических недостатков), а все остальное зависит исключительно от образования . Маленький ребенок - это tabula rasa, "чистый лист", на котором можно нарисовать что угодно. У ребенка еще нет понятий «плохой» и «хороший», он видит мир вокруг себя таким, какой он есть на самом деле, без искусственного разделения на черное и белое. Это открывает перед родителями огромные возможности, но вместе с тем накладывает на них огромную ответственность: уникальную способность ребенка видеть мир вокруг себя очень легко сломать.
Масару Ибука также считает, что маленький ребенок обладает неиссякаемыми способностями к обработке информации - дети могут научиться играть даже то, чему взрослые часто учатся с большим трудом. Но он не считает, что цель раннего развития ребенка - сделать его гением (именно так многие родители воспринимают раннее развитие). Основная цель раннего развития - не наполнить ребенка знаниями, а раскрыть его потенциал, сделать его умным, добрым, здоровым и счастливым.
По словам Масару Ибука, большое значение для раннего развития ребенка имеет окружающая среда . Главное в развитии ребенка - «поймать момент» для внедрения нового опыта. И кто сможет сделать это лучше, чем родители, которые изо дня в день находятся рядом с ребенком? Поэтому книга «После трех уже поздно» предназначена не для учителей и воспитателей, а для родителей.
Масару Ибука не дает готовых рецептов "дрессировки" младенцев - их просто не существует. Родители лучше понимают, что нужно их ребенку. Но он дает родителям несколько общих советов, например:
- Часто берите малыша на руки;
- Не бойтесь брать ребенка с собой в постель;
- Никогда не игнорируйте плач ребенка;
- Не шепелявьте с ребенком, не искажайте слова;
- Ребенка лучше побаловать, чем игнорировать;
- Не игнорируйте детские страхи - то, что для взрослого - мелочь, может стать серьезной проблемой для ребенка;
- Не ссорьтесь в присутствии ребенка - даже новорожденный чувствует, когда его родители конфликтуют;
- Не нервничать при ребенке - нервозность родителей заразительна;
- Ведущая роль в обучении и воспитании принадлежит матери, но при этом отец должен как можно чаще общаться с ребенком;
- Чем больше детей в семье, тем лучше отношения между ними;
- Наличие дедушки и бабушки - отличный стимул для развития ребенка;
- Необходимо поощрять общение между детьми;
- Ссоры с другими детьми развивают у ребенка коммуникативные навыки;
- Нельзя высмеивать своего ребенка в присутствии других;
- Лучше хвалить ребенка, чем ругать.
Многие советы кажутся нам очевидными, но для японцев они были поистине революционными - их традиции воспитания слишком сильно отличались от системы, предложенной Масару Ибука.
Конечно, есть в теории Масару Ибуки и спорные моменты . Так, он почти полностью отрицал влияние наследственности на способности ребенка, считая, что на его развитие влияет исключительно среда, а то, что мы считаем наследственным, на самом деле является влиянием родителей уже в процессе обучения. Но многие исследователи с ним в этот момент не согласятся. В целом его система больше ориентирована на японский менталитет, так что не всем европейским детям подходит.
Какой вывод можно сделать? Мы повторим то, что мы говорим во всех статьях о раннем развитии детей: не обязательно слепо следовать всем пунктам, вы можете выбрать только то, что принесет пользу вашему ребенку.