Манипулирование сознанием при общении
Любое человеческое общение строится на законах психики. Согласно этим законам, любое слово, жест, мимика и проч., т.е. речь и поведение человека – обладают исключительно суггестивными факторами.
Слово – это внушение. Когда мы говорим кому-то о чем-то – мы даем этому человеку психологическую установку, т.е.
посредством внушения закладываем в подсознание данного человека определенную установку,
которая в последствие реализуется в его действиях, поступках, мыслях, желаниях и проч. (посредством в т.ч. и формирования паттернов поведения и стереотипов).
Именно поэтому строить любое общение можно двумя основными способами: императивным внушением (т.е. жестко указывая что другому человеку необходимо делать, невзирая на его собственные мысли и желания), или недирективными методами.
Поэтому разговорный гипноз – это внушении в бодрственном состоянии другого человека, в отличие от гипноза, когда объект воздействия (к которому обращаемся) погружается в гипнотический сон.
В случае классического гипноза – глаза объекта нашего воздействия закрыты (закрытие глаз основное отличие классического гипноза от гипноза наяву), в случае гипноза в бодрственном состоянии – глаза гипнотика открыты.
И в том и в другом случае между гипнотизером и гипнотиком устанавливается управляющая связь, т.к. раппорт, во время которого
наблюдается торможение коры головного мозга гипнотика кроме одного участка, ответственного за связь между гипнотиком и гипнотизером (т.е. гипнотик утрачивает связь с окружающей реальностью, слышит и подчиняется только гипнотизеру).
Если говорить об этической стороне вопроса в факторе использования гипноза в общении (речь идет о разговорном гипнозе), то как и любая иная форма манипулятивного воздействия –
вторжение в психику другого человека без согласия его самого или, в случае недееспособности, согласия его попечителей, на наш взгляд должна сурово пресекаться. Хотя, стоит заметить, происходит сплошь и рядом.
Манипулирование – бессознательное навязывание воли другому человеку. При манипулировании человек (объект манипуляций) выполняет какие-то поступки, у него возникают мысли и проч., но при этом он как бы не подозревает, что инициатором его мыслей и поступков является другой человек.
В этом плане манипуляция имеет схожесть с такими феноменами воздействия на психику человека, как: психопрограммирование, психокодирование, гипноз наяву, и т.п.
При этом при манипулятивном воздействии особенно явственно прочерчиваются такие основные направленности воздействия на психику, как провоцирование в психике объекта невроза.
Невротические зависимости имеют множество различных вариаций. Не всегда невроз это только тревожность, беспокойство, чувство вины и проч., но и ряд,
на первый взгляд, не имеющих отношение к неврозу процессов функционирования человека в социуме, например, любовь, стремление к обогащению, построение карьеры и т.п.
Все перечисленные категории бытия по своим характеристикам имеют явственную схожесть с невротическими зависимостями.
Именно поэтому данное обстоятельство позволяет объединить любые формы манипулятивного воздействия в одну: невроз.
Другими словами, любое манипулятивное воздействие осуществляется путем провокации невроза в психике объекта.
При этом следует заметить, что в контексте манипулирования речь о неврозе идет как о форме некоего пограничного состояния; т.е. в нашем случае, в случае манипуляций, невроз – это еще не болезнь, но уже не норма.
При пограничных состояниях психика индивида существует как бы на грани между нормой и патологией. Именно на данную особенность обратили внимание специалисты по манипулированию психикой человека, поэтому вызывая какими-либо действиями (словами, жестами, поступками, проч.)
в психике объекта временный дискомфорт, они как бы погружают выбранный ими объект манипуляций в состояние предпатологии, т.е. уже обозначенное нами пограничное состояние психики, вызывая состояние невроза, проявляющегося в различных формах
невротических зависимостей: чувство вины, беспокойство, тревожность, моральный мазохизм, как высшая форма невроза – страх, и т.п. особенности девиантного поведения.
При этом ясно дается понять, что снять любую из вышеперечисленных невротических зависимостей можно только одним эффективным способом: подчинением, т.е. добровольно-принудительным выполнением воли манипулятора. Таким образом, выполняя волю манипулятора,
объект манипуляций освобождается от невротической зависимости и его психика вновь приближается к категории нормы, а значит отступает тревожность, беспокойство, чувство вины и иная
нежелательная для психики относительно здорового человека симптоматика. Это как бы общая модель манипулирования.
Т.е. манипулирование - это провокация невроза. Если же разделить вышепредложенную модель на небольшие, как бы основополагающие отдельные части, то
в этом случае следует вести речь о дополнительной модели манипулирования, как бы втором уровне манипуляций. Первый уровень – это провоцирование в психике человека невроза, после чего такой человек становится
объектом манипуляций, а значит уже как бы себе не принадлежит, выполняя волю манипулятора.
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг