При описании не так важно показать каждую мелочь, как найти изюминку — то, что может отличаться от повседневности, или деталь, которая может лаконично показать атмосферу места, внешний вид, либо характер персонажа.
Возьмём две детали: подвороты на джинсах и портативная колонка в руках. Перед нами возникает яркий образ подростка. Это тот случай, когда мы заставляем клише работать на себя. Мы не назвали персонажа подростком напрямую, а лишь дали читателю ключик к его пониманию. И совсем другого эффекта мы добьемся, если напишем «У него были светлые волосы, а одет он был в джинсы и футболку. Его страсть — видеоигры и рэп» (согласитесь, в современном мире это описание может подходить и к человеку, которому за 20), или напишем просто «Ему было 15 лет» (можно сделать и так, но всё равно придётся дополнить образ).
Огарок свечи на столе, разбитый бокал и запах пролитого каберне о чём-то говорит? Ссора или случайность? Пока не очень понятно, но в голове уже складывается образ. А если добавить человека со слезами на глазах или напротив, смех? Таким образом обстановка, окружение отходят на второй план. Важно лишь то, что задаёт правильный тон сцены.
Из таких деталей и создаётся образ. Не всегда при описании окружения нужно показывать цвет обоев, стулья, на которых сидят персонажи, шторы и количество картин на стенах, а в описании внешности героя — каждую морщинку или родинку.
Важно!
Наш мозг рисует картинку в тех случаях, когда нам дают конкретику, поэтому так необходимо подбирать точные и ёмкие слова. Недавно в тексте встретил вот такое:
«Её крашеные волосы взметнулись в воздух».
Эпитет крашеные не может заставить воображение работать, он не даёт конкретики. Автор сделал вывод не по внешнему виду девушки — отсюда и размытость. Деталь не нужна и не важна без нюансов — хотя бы указания цвета. Откуда вывод, что она крашеная? Быть может необычный цвет волос или отросшие корни?
Стоит всегда обращать внимание на мелочи. Если персонаж неопрятен, показать грязный воротничок или нестриженные ногти, если одет с иголочки — начищенные туфли или идеально выглаженные стрелки брюк. Случайно забытая бирка на одежде отлично дополнит образ. Мы видим, что персонаж следит за собой, свеж, как новая монета.
Запахи, звуки, едва уловимые образы, которым в повседневной жизни мы не придаём значение или и вовсе не замечаем, покажут нам персонажа лучше, чем скрупулёзное и тщательное описание одежды, обуви и причёски.
Когда все детали на месте, произведение выглядит слаженным, как часы.
https://vk.com/twoiredaktor