Найти в Дзене

Даже в благополучных семьях сейчас все больше "недоразвитых" детей

Недоразвитые. Этот неприятное, негативно эмоционально окрашенное слово сразу отталкивает. Поэтому специалисты по детскому развитию заменяют его нейтральным термином «педагогическая запущенность».

Но суть при этом остается той же. Педагогически запущенный - это нормальный, здоровый ребенок без сопутствующих неврологических заболеваний, но развитием которого не занимались. Не-до-развитый.

У такого ребенка правильно сформирован мозг, нет никаких неврологических отклонений, но при этом он показывает признаки задержки психического развития.

Часто у него речевые трудности, потому что с ним мало разговаривают. У него трудности с чтением, потому что он почти никогда не держал в руках книжки. У него трудности с письмом, потому что он не знает, что такое пластилин, что можно нарисовать рисунок карандашом, а потом вырезать его ножницами. У него трудности в общении, потому что у него нет опыта общения с детьми (да и круг взрослых сильно ограничен).

Вот когда мы слышим описание такого ребенка, то чаще всего понимаем, что растет этот ребенок в какой-то не особенно благополучной среде. Иначе чем объяснить отсутствие возможностей для развития?

Возможно, он растет в неполной неблагополучной семье, и одному родителю приходится много работать и нет возможности заниматься с ребенком. Может быть, у него есть только бабушка или дедушка, которые в силу возраста не могут обеспечить ему условий для развития. Может быть, это очень бедная семья, у которой просто нет возможности купить ребенку необходимые пособия. Или - что чаще всего - родители ребенка страдают каким-то из видов аддикции. А попросту говоря - алкоголики или наркоманы.

Но в любом случае условия, в которых растет ребенок, представляются неблагоприятными.

И раньше, пару десятков лет назад, так и было.

А сейчас все чаще и чаще бывает по-другому. Современные дети даже в благополучных семьях показывают признаки педагогической запущенности. И это уже признанный детскими психологами, логопедами и дефектологами факт.

И, как бы странно это не звучало, часто это очень состоятельные семьи, в которых родители занимаются работой и своими делами, а за детьми присматривают няни. Именно присматривают - только отчитываясь маме, чем они занимались с ребенком. Не занимаясь по факту.

Иногда это - неполные семьи, но с заботливыми, хорошими мамами. В которых мамы вынуждены много работать, а вечером - отдыхать. Кто как умеет. Но лепка с ребенком и чтение ему книг в понятие отдыха не входит.

А часто - полные, обеспеченные семьи. Но в которых родителям просто НЕИНТЕРЕСНО заниматься с ребенком. Им проще сунуть ему в руки планшет с мультиками, а самим заняться своими делами. Тем же планшетом, например, только своим. И так изо дня в день.

Отдельной категорией здесь идут дети, которые не ходят в детский сад. Мама, начитавшись страшилок в интернете, считает, что детский сад - зло, и не ведет его туда. А дома сидеть с мамой и планшетом - это добро, да. А потом он приходит в 7 лет в школу и лезет под парту, или идет кусать одноклассников, потому что живых людей до этого видел редко.

Вот такие печальные дела. Нормальные здоровые дети из хороших семей, с нормальными родителями, вдруг повально оказываются недоразвитыми. Ну ладно, - педагогически запущенными. Если говорить нейтральным языком специалистов.