Антибиотики. Наверняка каждый знаком с этим понятием. Кажется, будто они были всегда. Но это не так. Первым антибиотик (пенициллин) выделил британский учёный Александр Флеминг (1881-1955) в конце 1920-х годов. Но, широкое применение антибиотики получили только в 1940-е годы. В нашей стране их получение и промышленное производство произошло благодаря микробиологу Зинаиде Виссарионовне Ермольевой (1898-1974).
В переводе с греческого слово «антибиотик» означает «против жизни». Несмотря на такое значение, для человека это понятие стало спасательным кругом в океане смертей. Антибиотики – это вещества биологического происхождения, порождаемые микроорганизмами и подавляющие рост бактерий и других микробов.
Учёные с давних пор знали, что некоторые микробы выделяют определённые вещества, чтобы защитить ими себя от других микробов, тем не менее, практических попыток получить эти вещества в чистом виде не предпринималось. Пути практического использования этих защитных веществ, выделяемых микробами против микробов, были проще и соответствовали уровню знаний того времени.
В XIX веке крупнейший русский исследователь Илья Ильич Мечников (1845-1916) предложил использовать микробы молочного брожения для борьбы с микробами гниения.
В кишечнике даже здорового человека постоянно находится большое количество микробов (так называемая кишечная флора). Эти микробы в процессе жизнедеятельности выделяют различные вещества, которые из кишечника всасываются в организм и, по мнению И.И. Мечникова, способны вызвать его отравление.
Мечников считал, что употребление простокваши должно улучшить функцию кишечника, так как молочнокислая палочка вытесняет микробы, а поэтому уменьшается отравление организма кишечными ядами. Так впервые практически были использованы одни микробы против других.
Не удивляйтесь, что книга И.И. Мечникова написана на французском языке. Дело в том, что он ещё в конце XIX века покинул Россию, возмущённый реакционной политикой царского режима в отношении просвещения и науки. Всю оставшуюся жизнь он прожил в Париже, работая вместе со знаменитым Луи Пастером в его научном институте.
Ещё ближе к открытию антибиотиков подошли два русских учёных XIX столетия – Вячеслав Авксентьевич Манассеин (1841-1901) и
Алексей Герасимович Полотебнов (1838-1907). Эти профессора Военно-медицинской академии ещё в 1870-1871 гг. заинтересовались действием зелёной плесени (плесень по-латыни – пенициллиум). Присматриваясь к росту и развитию этой плесени, Полотебнов и Манассеин убедились в том, что некоторые микробы, вызывающие заболевание у человека не могут существовать совместно с плесневыми грибками.
В начале 1870-х годов между А.Г. Полотебновым и
В.А. Манассеиным развернулась научная дискуссия по вопросу генетической связи плесени и бактерий. Начало ей было положено следующим эпизодом.
В 1871 году выходит монография А.Г. Полотебнова «Растительные организмы как причина заразных болезней». В ней он констатировал, что при всех инфекционных болезнях в поражённых частях тела обнаруживается Micrococcus (бактерия), которая происходит всегда от одного определённого – для каждой болезни различного – грибка или водоросли.
Полотебнов ошибочно считал, что бактерии зарождаются из плесневых грибков, в частности из пенициллов, и их нельзя считать животными организмами, так как они не могут активно двигаться, процессы питания и роста у них незаметны.
В.А. Манассеин решил проверить выводы Полотебнова о возникновении бактерий из плесени, так как предполагал, что в опытах Полотебнова бактерии могли попадать извне. Проведя ряд точных и тонких экспериментов, Манассеин доказал ошибку своего коллеги. Во всех опытах, где принимались меры защиты от проникновения бактерий извне, они в посевах плесени не появлялись и, следовательно, плесенью не порождались.
Проводя опыты с плесенью, Манассеин заметил угнетающее влияние пеницилла, или кистевика, на другие виды микроскопических грибов.
Не столь важно, по какой причине учёные пришли к таким выводам. Важно, что наблюдения В.А. Манассеина и А.Г. Полотебнова показали способность плесени выделять вещества, препятствующие развитию многих других микробов. Чем моложе зелёная плесень, тем больше она выделяет этих защитных веществ и действие их на других микробов более активно. Тогда же возникла мысль добыть и использовать эти защитные вещества для лечения больных некоторыми кожными заболеваниями.
Так, например, А.Г. Полотебнов, являющийся одним из основоположников российской дерматологии, обрабатывая соответствующим образом некоторые виды плесени миндальным маслом, лечил этой мазью гнойничковые заболевания кожи. Под повязкой с такой мазью гнойнички заживали быстрее. Этим же способом он лечил и другие кожные заболевания. Язвы заживали быстрее, чем при лечении их другими способами.
В 1872 году А.Г. Полотебнов публикует работу «Патологическое значение плесени», в которой обобщает свой опыт использования зелёной плесени в лечебных целях.
Впервые в отечественной науке показав лечебное действие плесени,
А.Г. Полотебнов, увы, не стал развивать это направление. Он вернулся к научному изучению кожных болезней, в частности, к рассмотрению роли нервной системы в их возникновении.
Дальнейшему изучению этого направления мешал недостаточный уровень науки. Только с активным развитием микробиологии интерес к плесени приведёт к величайшим открытиям.
Впереди был XX век, в котором Александр Флеминг и другие учёные, в частности и наша соотечественница Зинаида Ермольева, подхватят начинания
В.А. Манассеина и А.Г. Полотебнова, создав лекарство столетия, спасшее миллионы жизней.