Мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане - это, пожалуй, самое посещаемое туристами место в Волгограде. Да и большинство самих волгоградцев неоднократно посещали его. Но, если свернуть немного в сторону от "официального" маршрута, можно увидеть необычные сооружения. Эта заметка о двух таких бетонных конструкциях.
Первое - это бетонный дот, находящийся в юго-восточной части Мамаева. Про него сейчас уже многие знают и даже прояснилось его происхождение, хотя ещё недавно были разные версии о его постройке.
То, что это действительно дот, т.е. долговременная огневая точка, никто не оспаривает. Его конструкция явно указывает на это. Некоторое время назад вызывали споры версии его происхождения.
Его ориентированность и расположение на занимаемой противником в 1942 году части территории Мамаева Кургана давали повод предполагать, что дот был построен немцами уже во время боёв. Но вызывали вопросы, как они его могли построить, если линия фронта проходила в сотне метров.
Поэтому версия о его постройке во время боёв выглядит неправдоподобной. В последнее время ясность внесли сотрудники мемориального комплекса. По их утверждению, на этом месте во время боёв действительно находилась огневая точка, но не бетонная. Дот был построен уже после войны для каких-то целей. Амбразуры дота развёрнуты в сторону Волги.
А осталось ли на Мамаевом Кургане что-нибудь довоенное? Да, осталось, только не на самой высоте, а у её подножия. В парке, там, где находится нижняя остановочная платформа электропоездов "Мамаев Курган". Несмотря на то, что находится оно в людном и доступном месте, на него мало обращают внимание. Но выглядит это сооружение не менее капитально, чем тот бетонный дот.
Я лично обратил на него внимание совершенно случайно. Заинтересовался, стал искать в интернете, но - ничего не нашёл. Поэтому поднял аэрофотоснимки, план города Сталинград и штабные карты времён Сталинградской битвы. Эти данные позволили точно определить, для чего была построена эта бетонная конструкция. Об этом выходила заметка в группе "Сталинградские рубежи".
Дело в том, что после войны, как и сам город, железнодорожные линии не только восстанавливались, но и значительно перестраивались. Верхняя линия на Гумрак, огибающая Мамаев Курган, так и осталась без изменений. А вот узел ниже был реконструирован. До войны там проходили две линии - на петлю вокруг химкомбината "Лазурь" и на "Тракторную". Только линия на Тракторную проходила выше. Сейчас там улицы и жилые дома. А ещё перед началом Сталинградской битвы по этой линии составы уходили и дальше - за Волгу (об этом будет отдельная статья).
После войны весь этот узел был перестроен. Исчез химкомбинат "Лазурь" и петля вокруг него, которая частично стала путями завода "Красный Октябрь". А линия на "Тракторную" прошла немного ниже. Старая линия была разобрана. А эта бетонная конструкция осталась. Что же это такое?
Это водоотвод под железнодорожными путями. Для отведения талой и дождевой воды с Мамаева Кургана, чтобы не размывала насыпь путей. На плане Сталинграда есть обозначение этого водоотвода. Соответственно, построен он был во время строительства самой линии железной дороги. Точное время постройки пока определить не получилось. Это как минимум 30-е годы, но возможно, что до 1917 года. На этот вопрос могут дать ответ источники, поиском которых я занимаюсь.
Спасибо за внимание, интересуйтесь историей и читайте канал "В объективе. Истории. Фото."