Часть третья.
Этап четвёртый - монотеизм.
Бог Яхве, даже на фоне остальных родовых богов отличался мелочным, склочным и вредным нравом. Но у него была одна особенность – он запрещал своим последователям поклоняться другим богам. Это привело к двум последствиям – еврейский народ, так и остался относительно немногочисленным, но с однородной структурой общества. Еврей, даже оказываясь на другом краю света продолжал молиться Яхве. Несмотря на то, что в иудаизме появились многочисленные секты и течения общего у них было гораздо больше, чем различий. Ещё одной важной особенностью традиционных богов – была секретность. Жрецы скрывали ритуалы и молитвы, их не записывали и не давали доступа чужакам. Однако одному молодому раввину, пришла в голову идея, что надо не скрываться, а наоборот нести религию людям. Особенно учитывая, что по всем приметам наступали последние дни мира. Соединение экстерриториальности бога, эсхатологических мотивов и прозелитизма позволило вывести религию на следующий уровень – глобальный. Теперь было неважно, где ты родился и где живёшь. Какого цвета у тебя кожа и какого ты пола, было только одно деление принял ты Христа или Мухаммеда в своём сердце или нет.
Через какое-то время выгоду новой религии осознали светские власти. Использование ресурсов государств, позволило Христианству получить мощные козыри в борьбе с конкурирующими культами. Аравийские роды сразу же соединили в своих лидерах духовную и светскую власть мусульманской уммы. И хотя в последствии халифы лишились светской власти, их духовное значение для мусульманского мира оказалось огромно. В результате последователи этих двух религий составляют половину населения Земли. Несмотря на то, что в процессе своего развития внутри каждой религии появились свои течения и ответвления религиозное прошлое у их последователей одно.
В до христианской религиозной традиции боги являлись активными акторами человеческой жизни. Они лично являлись людям и совершали многие ключевые действия. Иисус был последней божественной сущностью присутствующей в реальности. И если в ранних верованиях, присутствие богов в реальности не вызывало вопросов, то в случае Христа это вызвало огромные теологические споры среди духовенства. По вопросу являлся ли он богом, непорочно зачатым сыном бога (распространенный мотив античных верований) или человеком, на которого снизошёл божественный дух. Сам же бог окончательно лишился физической оболочки и удалился за пределы Земли. Являясь трансцендентной сущностью невидимо наблюдая за людьми и осуществляющим воздаяние бессмертной душе после смерти физического тела. Монотеистические религии окончательно закрепили душу исключительно за человеком, лишив её всех остальных животных.
Однако никакая идея раз появившись на свете не пропадает бесследно. Идея богов-покровителей осталась, переродившись в святых-покровителей. Поэтому строго говоря современные нам религии нельзя назвать монотеистическими в полном смысле этого слова. Скорее это синкретические религии, объединяющие людей. Каждый из которых молится своему святому-покровителю, но вместе они верят в общего бога.
Продолжение следует...