Найти тему
Дмитрий Михайлов

Населённые пункты Республики Башкортостан. Урман.

Оглавление
Сегодня речь пойдёт про посёлок в Иглинском районе.
Ранее речь шла о селе Языково - райцентр Благоварского района и о селе Нижегородка в Уфимском районе.

Село Урман (в переводе с башкирского "лес") расположено в восточной части республики Башкортостан, на территории Иглинского района.

С севера граница поселка проходит по реке Улуелга, с запада - по дороге "Пятилетка - Урман". С востока и юга - лесные массивы.

Считается, что название села произошло от имени Кудей-Урман бая - предводителя рода башкир, один из инициаторов присоединения башкирских земель к России.

Фото собственного авторства. Станция "Урман".
Фото собственного авторства. Станция "Урман".

История.

Железная дорога - именно она вздохнула жизнь в эти места. Была проложена в 1898 году. К 1905 году представлял из себя небольшую станцию с двумя стрелочными будками. Тогда в этом районе не было жилых домов.

Первым жителем будущего села считается Грачёв Михаил Евсеевич. В 1906 году он прибыл вместе с семьёй на данную станцию. Он работал и одновременно занимался строительством дома. Вместе с семьёй он переехал в свой дом в 1908 году. Именно от этого начинается отсчёт истории села, как населённого пункта. К сожалению, данный дом не сохранился.

До 1935 года Урман считался железнодорожным разъездом с небольшим количеством хозяйств.

А в 1935 году в эти места переезжают выходцы из Винницкой области Украины. Из открытых источников следует, что таких было 35 семей.

Фото собственного авторства. Дом на улице Калинина.
Фото собственного авторства. Дом на улице Калинина.

Тогда же начинается рост около разъезда и Урман получает статус рабочего посёлка. Началось строительство улиц Калинина и Пушкина.

С ростом численности возникла проблема образования - в посёлке не было своей школы.

Фото собственного авторства. Здание школы
Фото собственного авторства. Здание школы

До 1937 года дети учились в школе на ст. Тавтиманово - это одна из соседних станций в сторону Уфы. В 1937 году появляется своя школа в одном из частных домов, а в 1942 году уже построено капитальное здание.

Фото собственного авторства. Здание сельсовета.
Фото собственного авторства. Здание сельсовета.

В посёлке есть свой сельсовет, Дом Культуры, пожарная часть, несколько магазинов, мечеть.

Фото собственного авторства. Здание местного дома культуры.
Фото собственного авторства. Здание местного дома культуры.

26.05.2011

Этот день жители посёлка запомнят навсегда. Именно тогда о посёлке в Башкирии узнала вся страна.

Фото собственного авторства. КПП.
Фото собственного авторства. КПП.

На территории Урмана находилась воинская часть ракетно-артиллерийских войск. В 13:30 26 мая произошел взрыв снаряда на территории склада, который вызвал пожар волну взрывов снарядов.

Стоп-кадр из сюжета Первого канала.
Стоп-кадр из сюжета Первого канала.

Официальная версия гласит, что к взрывам привели неправильные действия одного из военнослужащих при проведении мероприятий по подготовке снарядов к утилизации.

В результате пожара, который тушили сутки, сгорело не менее 50 зданий.

Фото собственного авторства.
Фото собственного авторства.

Со слов очевидцев, южная часть посёлка, что была ближе к воинской части, вся была в огне. Люди бросали всё и бежали из опасной зоны.

Спустя некоторое время после пожара было принято восстановить посёлок, но без воинской части. В настоящее время на территории части находится огромный пустырь, по которому стараются не ходить, ибо никто не может гарантировать безопасность - до сих пор находят остатки снарядов. Но есть те, кто в поисках металлолома пренебрегают этим - это уже приводило к трагедии в 2016 году.

После этих событий часть жителей переехала в райцентр - село Иглино. Часть же вернулась в Урман и занялись восстановлением домов.

Фото собственного авторства. Дом в селе Иглино для переселенцев. Благодаря этим домам была образована улица Урманская.
Фото собственного авторства. Дом в селе Иглино для переселенцев. Благодаря этим домам была образована улица Урманская.

Воинская часть была градообразующим предприятием в посёлке на ряду с железной дорогой. После её уничтожения без работы осталось не менее 400 человек. Железная дорога не смогла принять всех, часть же устроилась в соседних сёлах. Но всё равно здесь процветает безработица.

Жилой фонд.

Железная дорога разделяет посёлок на северную и южную части. В северной части.

Фото собственного авторства
Фото собственного авторства

Северная часть полностью застроена частными домами в 1-2 этажа. После знаменитого пожара есть множество заброшенных домов.

Южная часть более разнообразна. Впрочем, именно в южной части находятся все общественные объекты.

Здесь также основная часть - это частные дома, но есть и многоквартирные. Множество домов не было восстановлено после пожара.

Фото собственного авторства
Фото собственного авторства

Большинство частных домов - это новостройки. Мало домов, которые можно было восстановить. Было проще снести и построить заново, чем заниматься восстановлением.

Фото собственного авторства. Дом проекта 1-247С - единственный восстановленный дом данного проекта в Урмане. Остальные были снесены.
Фото собственного авторства. Дом проекта 1-247С - единственный восстановленный дом данного проекта в Урмане. Остальные были снесены.

Что говорить о частных домах, если после пожара сносили даже многоквартирные. Идя по улице Калинина - главной улице посёлка - можно понять, что домов было намного больше. Если идти со станции, то по левую руку в один момент начинается пустырь. В некоторых местах видны остатки фундамента.

Фото собственного авторства. 1-464ЛИ
Фото собственного авторства. 1-464ЛИ

Из особо интересного - это три пятиэтажки на окраине, расположенные около бывшей воинской части. Интерес вызывает факт того, что в таком посёлке построены "хрущёвки". Точнее, что в башкирском посёлке построены дома проекта 1-464ЛИ, а это проект "хрущёвки" для Литвы. Впрочем, эти дома есть и в других регионах России. Для Башкирии эта серия характерна для военных городков.

Эти пятиэтажки тоже сильно пострадали от пожара, но их восстановили в кратчайшие сроки.

Транспорт.

Посёлок находится на железной дороге, а вот до федеральной трассы М-5 "Урал" нужно ехать 8 километров.

Железная дорога в своё время была единственным способом связи с другими населёнными пунктами и с селом Иглино в частности.

Фото: Юлай Хабиров.
Фото: Юлай Хабиров.

В настоящее время электрички совершают остановку в Урмане 12 раз - 6 раз в сторону Улу-Теляка и 6 в сторону Уфы. При этом, получается по 3 раза утром и 3 вечером.

Пассажирские поезда здесь не останавливаются.

Но это не единственная связь посёлка с тем же Иглино.

Фото собственного авторства. Ford Transit на маршруте № 102 "Иглино - Улу-Теляк" в с. Иглино.
Фото собственного авторства. Ford Transit на маршруте № 102 "Иглино - Улу-Теляк" в с. Иглино.

Помимо электрички, в посёлок можно приехать на маршрутке под номером 102.

Трудно сказать, как давно она была запущена. Но она соединяет несколько крупных населённых пунктов района с райцентром - с. Иглино. Ходит данная маршрутка примерно раз в 1,5 часа, но в течение дня. Кроме того, расписание построено так, что именно в Урмане встречаются две машины, следующие с разных концов маршрута.

Также вызывает интерес объявление внутри: "Указанное время для отправки с Иглино и Улу-Теляка - точное, для всех остальных населённых пунктов - примерное."

Обслуживание маршрута производится микроавтобусами, в основном, Ford Transit.

В целом, Урман переживает не лучшие времена из-за пожара. Градообразующее предприятие было уничтожено, царит безработица, кто может - тот уезжает.

Как было сказано в одном из репортажей - без перспектив...

В следующий раз речь пойдёт о селе Зубово Уфимского района.
Благодарю за внимание!
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт"Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".

#посёлок #железная дорога #разъезд #воинская часть #пожар #происшествия #архитектура #общественный транспорт #восстановление после чп