Сегодня речь пойдёт про посёлок в Иглинском районе.
Ранее речь шла о селе Языково - райцентр Благоварского района и о селе Нижегородка в Уфимском районе.
Село Урман (в переводе с башкирского "лес") расположено в восточной части республики Башкортостан, на территории Иглинского района.
С севера граница поселка проходит по реке Улуелга, с запада - по дороге "Пятилетка - Урман". С востока и юга - лесные массивы.
Считается, что название села произошло от имени Кудей-Урман бая - предводителя рода башкир, один из инициаторов присоединения башкирских земель к России.
История.
Железная дорога - именно она вздохнула жизнь в эти места. Была проложена в 1898 году. К 1905 году представлял из себя небольшую станцию с двумя стрелочными будками. Тогда в этом районе не было жилых домов.
Первым жителем будущего села считается Грачёв Михаил Евсеевич. В 1906 году он прибыл вместе с семьёй на данную станцию. Он работал и одновременно занимался строительством дома. Вместе с семьёй он переехал в свой дом в 1908 году. Именно от этого начинается отсчёт истории села, как населённого пункта. К сожалению, данный дом не сохранился.
До 1935 года Урман считался железнодорожным разъездом с небольшим количеством хозяйств.
А в 1935 году в эти места переезжают выходцы из Винницкой области Украины. Из открытых источников следует, что таких было 35 семей.
Тогда же начинается рост около разъезда и Урман получает статус рабочего посёлка. Началось строительство улиц Калинина и Пушкина.
С ростом численности возникла проблема образования - в посёлке не было своей школы.
До 1937 года дети учились в школе на ст. Тавтиманово - это одна из соседних станций в сторону Уфы. В 1937 году появляется своя школа в одном из частных домов, а в 1942 году уже построено капитальное здание.
В посёлке есть свой сельсовет, Дом Культуры, пожарная часть, несколько магазинов, мечеть.
26.05.2011
Этот день жители посёлка запомнят навсегда. Именно тогда о посёлке в Башкирии узнала вся страна.
На территории Урмана находилась воинская часть ракетно-артиллерийских войск. В 13:30 26 мая произошел взрыв снаряда на территории склада, который вызвал пожар волну взрывов снарядов.
Официальная версия гласит, что к взрывам привели неправильные действия одного из военнослужащих при проведении мероприятий по подготовке снарядов к утилизации.
В результате пожара, который тушили сутки, сгорело не менее 50 зданий.
Со слов очевидцев, южная часть посёлка, что была ближе к воинской части, вся была в огне. Люди бросали всё и бежали из опасной зоны.
Спустя некоторое время после пожара было принято восстановить посёлок, но без воинской части. В настоящее время на территории части находится огромный пустырь, по которому стараются не ходить, ибо никто не может гарантировать безопасность - до сих пор находят остатки снарядов. Но есть те, кто в поисках металлолома пренебрегают этим - это уже приводило к трагедии в 2016 году.
После этих событий часть жителей переехала в райцентр - село Иглино. Часть же вернулась в Урман и занялись восстановлением домов.
Воинская часть была градообразующим предприятием в посёлке на ряду с железной дорогой. После её уничтожения без работы осталось не менее 400 человек. Железная дорога не смогла принять всех, часть же устроилась в соседних сёлах. Но всё равно здесь процветает безработица.
Жилой фонд.
Железная дорога разделяет посёлок на северную и южную части. В северной части.
Северная часть полностью застроена частными домами в 1-2 этажа. После знаменитого пожара есть множество заброшенных домов.
Южная часть более разнообразна. Впрочем, именно в южной части находятся все общественные объекты.
Здесь также основная часть - это частные дома, но есть и многоквартирные. Множество домов не было восстановлено после пожара.
Большинство частных домов - это новостройки. Мало домов, которые можно было восстановить. Было проще снести и построить заново, чем заниматься восстановлением.
Что говорить о частных домах, если после пожара сносили даже многоквартирные. Идя по улице Калинина - главной улице посёлка - можно понять, что домов было намного больше. Если идти со станции, то по левую руку в один момент начинается пустырь. В некоторых местах видны остатки фундамента.
Из особо интересного - это три пятиэтажки на окраине, расположенные около бывшей воинской части. Интерес вызывает факт того, что в таком посёлке построены "хрущёвки". Точнее, что в башкирском посёлке построены дома проекта 1-464ЛИ, а это проект "хрущёвки" для Литвы. Впрочем, эти дома есть и в других регионах России. Для Башкирии эта серия характерна для военных городков.
Эти пятиэтажки тоже сильно пострадали от пожара, но их восстановили в кратчайшие сроки.
Транспорт.
Посёлок находится на железной дороге, а вот до федеральной трассы М-5 "Урал" нужно ехать 8 километров.
Железная дорога в своё время была единственным способом связи с другими населёнными пунктами и с селом Иглино в частности.
В настоящее время электрички совершают остановку в Урмане 12 раз - 6 раз в сторону Улу-Теляка и 6 в сторону Уфы. При этом, получается по 3 раза утром и 3 вечером.
Пассажирские поезда здесь не останавливаются.
Но это не единственная связь посёлка с тем же Иглино.
Помимо электрички, в посёлок можно приехать на маршрутке под номером 102.
Трудно сказать, как давно она была запущена. Но она соединяет несколько крупных населённых пунктов района с райцентром - с. Иглино. Ходит данная маршрутка примерно раз в 1,5 часа, но в течение дня. Кроме того, расписание построено так, что именно в Урмане встречаются две машины, следующие с разных концов маршрута.
Также вызывает интерес объявление внутри: "Указанное время для отправки с Иглино и Улу-Теляка - точное, для всех остальных населённых пунктов - примерное."
Обслуживание маршрута производится микроавтобусами, в основном, Ford Transit.
В целом, Урман переживает не лучшие времена из-за пожара. Градообразующее предприятие было уничтожено, царит безработица, кто может - тот уезжает.
Как было сказано в одном из репортажей - без перспектив...
В следующий раз речь пойдёт о селе Зубово Уфимского района.
Благодарю за внимание!
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт", Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
#посёлок #железная дорога #разъезд #воинская часть #пожар #происшествия #архитектура #общественный транспорт #восстановление после чп