Для того, чтобы дети развивались нормально, им нужно находиться в безопасной привязанности со значимым взрослым.
Если его эмоциональные связи прочные, теплые, наполненные и непрерывные, то у него нет необходимости в том, чтобы постоянно их строить и контролировать, и это освобождает огромный ресурс на развитие.
Вместо того, чтобы мониторить состояние взрослого, ребенок может с любопытством исследовать окружающий мир. Вместо тревожного ожидания и замирания в ужасе, что мама никогда больше не вернется, он может строить другие социальные связи. Вместо заботы о настроении родителя может получать опыт собственных чувств и желаний.
Для формирования безопасной привязанности от родителя требуется 5 вещей:
- способность стабильно защищать ребенка, уберегать его от опасностей: чужих людей, громких собак, боли, которую может причинить неудобная одежда или падение. Мать, которая берет ребенка на руки и уносит его в другую комнату от пугающих его незнакомцев, отгоняет животных, переодевает, ослабляет пуговицы и защищает его любым другим образом, который потребуется, дает ребенку нужное чувство безопасности.
- сонастроенность, эмпатическая соединенность с переживаниями ребенка. Если родитель может понять, что ребенок испытывает, может с этими переживаниями соединиться и объяснить их самому ребенку – то тот чувствует, что его видят и знают. Это переживание «я видимый, меня знают, знают, когда я расстроен, когда я злюсь, знают мою радость» формирует здоровые, а не нарциссические способы взаимодействия с собой.
- утешение и успокоение в стрессе. Ребенок, который может стабильно рассчитывать на то, что в случае стресса его утешат и успокоят (будь то падение или неудача, фрустрация от недоступности чего-то важного, болезнь, испуг и так далее), может спокойно исследовать окружающий мир и развиваться.
- радость родителя от коммуникаций с ребенком. «Значимый человек действительно рад мне» - это основа самооценки и самоуважения, основа хорошего внутреннего диалога и ощущения собственной ценности.
- поддержка самопроявления - исследования, интересов, обучения.
Эти качества должны быть проявлены родителем примерно в 70% случаев обращений ребенка - этого вполне достаточно для того, чтобы опека над ребенком была достаточно хорошей для формирования надежной привязанности. Тип привязанности (безопасная привязанность или один из вариантов небезопасной привязанности) полностью складывается до двухлетнего возраста.
Здорово, что если знать, что именно нужно делать, то это не так сложно.
P. S.: На фото - молодой котик, получающий первый самостоятельный опыт того, как бычить на людей. Мама, разумеется, неподалеку.