Найти в Дзене

Миф о «польской оккупации России».

Часть первая – как наследовался трон в династии Рюриковичей?

Разговор о так называемом «смутном времени», начавшемся со смертью Ивана Грозного и окончившегося с приходом к власти династии Романовых, стоит начать немного «издаля».

Пункт первый – как наследовался трон в династии Рюриковичей, последним царствовавшим в России представителем которой был Иван Грозный?

Ответ будет не совсем прост, потому что со временем эта «механика» не оставалась неизменной. Первым механизмом занятия того или иного княжеского «стола» была так называемая «лествица». (На исходном захвате викингами княжения я останавливаться не буду – эта тема едина для всей Европы). Так вот, «Лествица». Упрощённо, она состояла в том, что все «княжьи столы» составляли единую систему-древо, с градацией старшинства. При этом, если один из «столов» освобождался, его занимал не сын бывшего князя, а претендент с престола «на один младше», что, соответственно, вызывало «пересаживание» всех нижестоящих. Если же умирал Великий князь, эта пляска распространялась на всю Русь Рюриковичей.

Самым очевидным последствием этого стало то, что очень долго единственными каменными строениями на Руси оставались храмы и монастыри. В самом деле, зачем князю пытаться строить каменную городскую стену, тем более, палаты, если он, вероятнее всего, даже закончить строительство не успеет?

Первой серьёзной попыткой сломать эту систему было княжение Андрея Боголюбского, построившего Боголюбовский замок – чистейшую феодальную резиденцию. Но князь был убит, и попытка (в долговременном смысле) не удалась.

Естественно, как всегда, когда дело касается власти, соблюдение «лествицы» было не абсолютным – рассказами об усобицах и захватах полны летописи. Эта запутанная система, так или иначе, была обречена на слом, н тут пришли татары.

Возникла невообразимая путаница. На старую систему наложились ордынские «ярлыки» на княжение, а также введённая Александром Невским милая практика – приглашать ордынские войска для решения местных усобиц.

История с централизацией Руси Рюриковичей вокруг Москвы – не предмет сегодняшнего разговора. Важно лишь то, что закон о престолонаследии создан так и не был.

Итак, ситуация, к которой мы приходим по смерти Иоанна Грозного – следующая:

1) Царь умер.

2) Наследника «мужеска пола» не оставил.

3) Закона, согласно которому было бы ясно, кто из родни должен занять трон – нет.

А дальше – в следующем материале.

Вторая часть