Угон самолёта Ту-154 в Пакистан — крупнейший угон самолёта, совершённый заключёнными изолятора временного содержания города Нерюнгри.
19 августа 1990 года группа советских арестантов, которую этапировали самолетом, обезоружила конвоиров при помощи заранее пронесенного на борт оружия и захватила лайнер. В руках у воздушных пиратов оказалось более 40 пассажиров и членов экипажа. Угрожая взорвать бомбу, арестанты потребовали доставить их в Пакистан, где надеялись избежать преследования за свои преступления.
Для Якутии характерны огромные расстояния между населенными пунктами и наиболее удобным в регионе средством коммуникации является воздушный транспорт. Во времена СССР была распространена практика перемещения осужденных лиц до места заключения вместе с обычными пассажирами в рейсовых самолетах. Арестантов всегда сопровождал конвой, который часто по численности сильно уступал конвоированным.
19 августа 1990 года на борту Ту-34, следовавшего из Нерюнгри в Якутск помимо 7 членов экипажа и 36 пассажиров находилось 15 человек из следственного изолятора Нерюнгри. Среди них были рэкетиры, убийцы, грабители, многие оказались рецидивистами. Охраняли группу арестантов всего три правоохранителя, при этом наручников не хватало и 12 человек летело со свободными руками.
Через несколько минут после начала полета, капитану корабля от стюардессы поступил сигнал тревоги. После этого девушка занесла пилотом записку, в которой говорилось об угоне самолета, и если капитан не будет выполнять приказов захватчиков, то они взорвут лайнер.
В салоне самолета бывший спортсмен и рэкетир по фамилии Исаков вытянул обрез и, наставив и его на женщину с ребенком, потребовал конвоиров сдать оружие. Рецидивист Евдокимов показал всем мешок, с торчащими из него проводами. Рецидивист заявил, что это бомба, которая будет взорвана, если им не станут подчиняться. Именно Исаков и Евдокимов были организаторами захвата и главарями группы.
Впоследствии выяснилось, что бомба была бруском обычного мыла, похожего на взрывчатку пластит, а обрез был настоящим и Исаков получил его от заранее подкупленного охранника изолятора. Милиционеры побоялись рисковать жизнью пассажиров и сдали оружие. Исаков приказал пилотам направить самолет обратно в Нерюнгри, где потребовал доставить на борт из изолятора двоих его подельников, дозаправить лайнер, передать автоматы, пистолеты, бронежилеты и несколько раций.
Местные правоохранители не рискнули штурмовать бандитов и в обмен на освобождение всех женщин и детей выполнили их требования. Самолет покинули и четверо арестантов, отказавшихся присоединится к террористам. Воздушные пираты направились в Красноярск, где самолет дозаправили, после чего террористы полетели в Ташкент.
Утром 20 августа борт вылетел в Пакистан и причины, побудившие их выбрать эту страну, до сих пор неясны. Один из угонщиков Боблов, осужденный за убийство собутыльника, говорил, что молодые парни из числа угонщиков собирались предложить себя пакистанцам как наемников в войне с Индией. Ясно одно, террористы не ориентировались в реальной обстановке и не знали, что в Пакистане за воздушное пиратство им грозит смерть.
В аэропорту Карачи террористов, утверждающих, что они сбежали от бесчеловечного советского строя, встретили радостно и с объятиями. Их отделили от заложников и вежливо попросили сдать оружие. Арестантов завели в здание полицейской школы, где на беглецов надели наручники. Самолет с заложниками передали СССР уже на следующий день.
Террористы в аду.
Сначала всех угонщиков приговорили к смертной казни, но после суд понизил сроки до 25-20 лет заключения. В пакистанской тюрьме на заключенных всегда кандалы в виде двух колец на щиколотках, от которых отходят металлические пруты. Там, где они сходятся, находится кольцо, которое при ходьбе и сиденье следует держать руками впереди себя. Жара в перенаселенных камерах доходила до 60 градусов, не хватало еды и воды.
Из-за незнания языка, умирая от жажды русские, привлекали к себе внимание, стуча кулаками и ногами в двери. На звук прибегали охранники, которые избивали их палками. Часто русских закрывали в одиночных карцерах или вставляли между щиколотками метровый прут, мешающий ходить и сдвигать ноги, что через время вызывало сильные боли. Распространенным наказание был железный обруч с металлической уздечкой, вставленной в рот и которую не вынимали неделями.
Через два месяца отсидки двое террористов убили себя, а один умер от инфаркта. Заключенные стали писать письмо в советское представительство с просьбами о возвращении домой. Из-за плохих внешнеполитических отношений Пакистан отказывал передать угонщиков в руки советского правосудия. В 1992 была последняя безуспешная попытка договориться. Спасла террористов амнистия 1998 года, проведенная в честь 50 лет независимости Пакистана. Их отпустили, но у русских не было денег на возвращение домой. Шестеро нашли способ вернуться в Россию, где они получили новые сроки, которые учитывали время, проведенное в пакистанских тюрьмах.
Состав банды угонщиков:
1. Боблов Владимир 1940-200? на момент угона провёл за решёткой 25 лет. Находился под следствием за двойное убийство. Выдан России в 1998г.
2. Левченко Максим 1973г. Не судим. Десятиклассник.Обвинялся в убийстве. Вернулся на Украину 11 09 2000г.
3. Шубенков Сергей 1962-1996гг.Самоубийство.Был арестован за кражи, до этого провёл в заключении 11лет.
4. Исаков Андрей 1964-200? Убит в бандитских разборках,в Москве.Под стражей за мошенничество и вымогательство. Осуществлял силовой захват самолёта. Выдан России в 1998 г.
5. Петров Владимир 1964 -1995гг. После очередного вскрытия вен не выдержало сердце. Арестован за вооружённый грабёж и покушение на убийство. Ранее судим. Доставлен на борт после захвата самолёта.
6. Евдокимов Владимир 1963 г.р.Одноногий.Осуждён за убийство на семь лет строгого режима. Бежал. За грабёж и побег добавили 3 года. В итоге 10 лет особого режима. В паре с Исаковым захватывал самолёт. Выдан России в 1998 г. 7.Молошников Сергей 1959 г.р. (прикрывает рот платочком) Неоднократно судим,10 лет за решёткой. Дважды сбегал именно из ИВС г.Нерюнгри. Последний раз за два месяца до захвата самолёта. Пробегал трое суток. Обвинялся в кражах,вооружённый грабёж... Идейный вдохновитель, мозг этого действа. Доставлен на борт вместе с Петровым. Выдан России в 1998 г.
8. Шатохин Константин 1974г.р.Ранее не судим. Осуждён за угон машин, кражи на два года общего режима. Вернулся на Украину 11 09 2000г.
9. Хайченко Николай 1965 г.р. Ранее не судим. Обвинялся в нанесении телесных повреждений. Выдан России в 1998г.
10. Сомов Андрей 1966г.р.Осуждён на два года так называемой химии за кражу двух ящиков водки со склада где работал. Психически не здоров согласно статьи 7Б. Выдан России в 1998г.
11. Суслов Игорь 1965-1990гг. Убит. Ранее судим не был.Арестован за убийство. На фото видно только кроссовок и воротник. Единственный кто прятался от фотоаппаратов. В группе угонщиков было еще двое украинцев, судьба, которых осталась неизвестна.
Спасибо, что уделили время и дочитали до конца!
Если понравилась статья, ставьте лайк ,подписывайтесь
на канал - будет еще очень много интересного !