Приходит время, и дети становятся взрослыми. Но не перестают оставаться для нас детьми. Когда людей среднего и старшего возраста спрашивают, есть ли у них дети, то вопрос не вызывает удивления. Да, дети есть. А детям может быть 20, 30, 50 лет. Понятие '"дети" ,в данном случае, не возрастное, а родственное.
Когда мы понимаем, что дети выросли? Наверно, когда они уходят в самостоятельную жизнь. Когда заканчивают школу, начинают учиться в институте или идут работать.
Умом мы понимаем, что они взрослые. Но часто, анализируя их поступки, мы так не скажем. Мы бы сделали по-другому.
Лучше? Не знаю.. Они поступают так, как считают правильным. Это их жизнь. Но у нас все время возникает желание научить, поправить, ''подстелить соломку".
Почему? Потому, что у нас больше опыта. Мы уже попадали в такие или аналогичные ситуации и знаем, что может быть дальше. Соответственно, знаем, как нужно поступить, чтобы избежать проблем или , хотя бы, их минимизировать. Ну мы умные.
А за счет чего? За счет своего опыта. Как мы его набирались? Нас тоже учили, нам тоже объясняли.
Много мы слушали? Кто как. Опыт-он потому и опыт, что приобретался путем набивания шишек. И, если мы хоть немного прислушивались, то шишки эти были не такие большие и болезненные. Если не слушали, то каждый получал по мере энтузиазма.
Зачем мы объясняем, как надо, если нас не особо слушают? Наверно, все же надеемся, что нас услышат, что прислушаются , хотя бы, и не попадут в трудную ситуацию.
Есть ли польза? Безусловно. Даже, если нам кажется, что нас не слышат, это все равно принесет пользу. Потому что мы, чаще всего ошибаемся-нас слышат, все запоминают. Но поступают по- своему . Не из вредности. Просто они считают, что правильнее так, как понимают они. И только тогда, когда они начнут жить отдельно, когда появится своя семья, дети, и дети будут расти, они нас начнут понимать.
Трудно принять, что дети выросли. Мы их воспринимаем все равно как детей, сколько бы лет им ни было.
Нужно ли их отпускать? Нужно. Отпускать - не значит не общаться и забыть. Это значит дать возможность детям отвечать за свои поступки. Есть смешное, но очень точное высказывание: "Начав жить самостоятельно дети понимают, что родители не такие уж глупые, а они не такие уж умные". Это абсолютно правильно. Именно самостоятельная жизнь показывает детям, что они могут, а что не получается.
Если постоянно контролировать, помогать, учить в такой ситуации, то жизнь отдельно от родителей ничему не научит. Но и закрыть на все глаза родителям тоже нельзя. Поддержка родителей очень важна. Но навязывание помощи утомляет, злит, вынуждает сокращать общение. Все хорошо в меру.
А еще хорошо почаще вспоминать себя в молодости. Да, мы были более самостоятельными. Время и условия жизни были другими. Но если детей контролировать постоянно, то подростковый инфантилизм так и останется в уже взрослом человеке.
Отпустить в самостоятельную жизнь не у всех получается. По разным причинам. В каждой семье свои традиции, возможности, отношения. Тут не посоветуешь. Тут каждый решает сам.
В любом случае, воспитывать и учить наиболее интенсивно нужно пока ребенок-это ребенок. Взрослого воспитывать и учить будет уже жизнь. Его поступки будут приносить свои плоды , которые собирать он будет сам. И отвечать за них сам. Да, родители все равно учат и воспитывают, даже если их ребенку 50-60 лет. На то они и родители. Но это уже совсем по-другому.
Нам хочется, чтобы они правильно выбрали профессию , спутника жизни, чтобы правильно тратили заработанные деньги, берегли свое здоровье. Но то, что хотим мы, для них может быть неприемлемым.
Каждый человек строит свою жизнь по-своему. Нам трудно принять выбор детей, мы хотим для них самого лучшего. Но мы не можем на 100 процентов знать, что для них лучше.
Самое лучшее, наверно, поддерживать своих детей, хотя это далеко не всегда легко. И поддерживая, объяснять, что нас волнует, почему мы сомневаемся, с чем, возможно, не согласны. Тогда наши дети смогут объяснить нам свой выбор, все плюсы. Тогда , может быть, и мы сможем их понять.
И , если они совершают ошибку, то это будет их ошибка, в которой не будет нашей вины. Мы боимся, что они ее совершат. Но без этого не бывает. От трагических ошибок мы должны их уберечь. А остальное-опыт.
Ошибки не страшны. Нам не нравятся последствия ошибок. Но не всякая ошибка-это ошибка. Часто бывает, что за ошибку мы принимаем неправильный, с нашей точки зрения, поступок. Но с чьей-то точки зрения это будет правильно. Так что это очень относительное понятие.
Как принять, что дети выросли и отпустить? Сложный это вопрос. Каждый его решает сам. И каждый родитель проходит этот этап, понимая, что он уже не на первой позиции для своего ребенка, как раньше . Это очень непросто принять. Но необходимо. Мы все равно остаемся родителями. Все равно дети обращаются к нам с вопросами и за помощью. И мы помогаем, советуем, учим. И все равно они поступают по-своему.
Они другие. И это хорошо.