В 1981 году на экраны вышел замечательный музыкальный фильм Татьяны Лиозновой «Карнавал», который по своей сути – драма, повествующая о попытках провинциальной девушки занять свое место в столичной жизни.
МОЖЕТ МАМА ПРАВА?
Главная героиня после просмотра фильма «Смерть у моря» загорается желанием покорить сцену, уйти от рутинной жизни и стать известной. Но мать желание дочери, которую замечательно сыграла Ирина Муравьева, не поддерживает, указывая ей на ее место в жизни.
Зачем она это делает? Во-первых, не верит, что дочь сможет достичь цели, ведь одно дело – порывы юношеского максимализма, а другое – тяжелый многолетний труд в чужой среде. В это время Нина Соломатина знакомится с отцом, которого прежде никогда не видела (эту роль сыграл Юрий Яковлев), он – художник, нашедший свое место в жизни. После общения с ним главная героиня фильма убеждается в стремлении покорить столицу.
ВЕСЕЛАЯ ЖИЗНЬ
В Москве Нина приходит в гости к отцу, мачеха встречает ее враждебно, но отец молчаливо поддерживает. Вдохновленная гостья проваливает творческий экзамен в вуз, она, провинциалка, начала спорить с опытными преподавателями. Но отец снимает ей в столице квартиру, значит не все потеряно – есть год на подготовку.
В квартире начинается веселая жизнь: у Нины постоянные гости, вечеринки, в общем, на подготовку остается не так много времени. Итог вполне прогнозируем – Нину хозяйка из квартиры выставляет, а отец лишает денег.
Вот первый урок взрослой жизни: дали тебе шанс – используй, а не прогуливай ценные годы с малознакомыми приятелями. И еще: надейся только на себя – любая помощь от хороших людей – до поры, а потом – сама. В этой ситуации спасла Нину ее первая случайная знакомая в Москве – цыганка Карма, которая дала денег на съем жилья.
ПОГУЛЯЛИ И ХВАТИТ
В это же время в личной жизни Нины Соломатиной тоже неспокойно – ее бросил возлюбленный Никита (Александр Абдулов). Это типичная удочка, на который попадаются тысячи провинциальных девушек в Москве – они сами придумывают себе принца, а потом льют слезы, когда принц оказывается обычным юношей с вполне плотскими и временными потребностями в отношении них.
На что клюнул Никита – на красоту и деньги Нины, он ведь не знал, что они на учебу. Вот и сказал напоследок: погуляли и хватит.
Потом Нина идет к отцу, чтобы отдать долг. С одной стороны, этот шаг показывает, что девушка наконец-то взялась за ум и повзрослела, с другой – в ее действиях чувствуется обида. Но есть ли смысл обижаться? Отец помогал, ожидая, что у его дочери намерения серьезные, а она оказалась транжиркой.
ЛОТЕРЕЯ
Закономерный итог: Нина возвращается в свой родной провинциальный город. Зато повзрослела, поняла, что каждый промах – это путь к пропасти и возвращению к прежней жизни (в лучшем случае). Время упущено, результатов нет.
Выступление Нины в конце фильма – это ее фантазия, так и не ставшая реальностью. И философское рассуждение режиссера: кому-то везет, кому-то нет. Москва – это лотерея, в которой шансов больше у тех, кто вовремя поймет, какими гигантскими усилиями дается победа.
Подписаться на канал «КиноНытик»