1. Если формулу В. В. Путина «Найдём террористов в сортире, замочим и в сортире!» слегка подсушить, отжать и присмотреться к сухому, рациональному, именно проволочно-формульному, остатку, то откроется, что формула сия гласит о безусловности борьбы с терроризмом вплоть до уничтожения всех террористов, где бы они ни были найдены и в каких бы стеснённых для противостояния преследующим условиях ни находились. В этом смысле совершенно адекватно понятая формула В. В. Путина открывает широкий простор безусловной борьбы с терроризмом. И если Азербайджан, которому, кстати сказать, совершенно не обязательно в проведении военных действий козырять формуле В. В. Путина, считает террористами или просто своими вооружёнными врагами военных Армении и Нагорного Карабаха, то тем самым он всё же нисколько не противоречит формуле В. В. Путина, направляя удар ракетами по храму в Шуше, в который зашла группа армянских комбатантов. Закономерен и повторный удар, когда благожелатели и журналисты двинулись в храм посмотреть что случилось, а заодно и эвакуировать раненых. Именно так, кстати, действует хорошо обученный снайпер, специально оставляя несколько стонущих недостреленных на месте, чтобы отстрелять выдвинувшихся им на помощь. Таковы реалии войны. При той ненависти, которую испытывают друг к другу эти два народа, армяне и азербайджанцы, подобная жестокость этих реалий должна восприниматься обыденно, а не как нечто из ряда вон выходящее.
2. Не на приравнивании храма к сортиру надо сосредоточивать внимание и не выть праведно по поводу отличий сортира от храма, а постичь простую мысль, что в некоторых обстоятельствах различия храма и сортира могут оказаться не только пустопорожними, но вредными и даже крайне негуманными. Достаточно вспомнить рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».
«Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали, об этом старший конвоя предупредил, ещё когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю её ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и ещё трёх человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался».
3. Те же, кто не воспринимает смысл, а лишь сокрушается сопоставлением храма и сортира в речи Саадат Кадыровой — просто не в меру чувствительные недоумки.
2020.10.11.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4918-саадат-кадырова/1760955100740735/