Найти тему
Juriy Shtykhno

Что такое внимание. Его свойства, виды и развитие.

Оглавление

Определение внимания

В каждый момент на каждого из нас воздействует множество всяческих раздражений. Когда мы читаем книгу, на сетчатку нашего глаза падают изображения от стола, на котором книга лежит, и от лампы, и от других вещей, стоящих на столе. Кроме того, до нашего слуха, наверно доносятся какие-нибудь шумы или звуки, идущие от окружающих нас лиц; определенная температура и носящиеся в воздухе запахи, раздражающе действующие на соответствующие органы чувств нашей кожной поверхности и носа, прикосновение одежды к телу и ваших локтей к столу должны порождать осязательные ощущения. И тем не менее все это нами не сознается, не вызывает с нашей стороны никаких реакций, словом, все это для нас в данный момент как бы не существует; наше сознание занято лишь видом строк книги и смыслом читаемого в ней, все наши реакции в настоящий момент определяются лишь этими впечатлениями. Так и во всех остальных случаях жизни отправным пунктом для наших реакций, определяющих наше поведение, служат лишь некоторые впечатления, хотя общее число раздражителей, действующих на нас, велико. Об этих господствующих в данный момент в нашем сознании впечатлениях мы и говорим, что наше внимание направлено на них.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней деятельности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течении определенного периода времени. Внимание ­ это процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Характеристика внимания

Чем характеризуется состояние внимания? Внимательно слушающий доносящуюся издали музыку мальчик, внимательно работающий ученый, выслеживающая дичь охотничья собака ­ все они представляют собой картину сосредоточенности всего их психофизического существа на том, к чему они внимают. Прислушивающийся замедляет свои шаги, поворачивает голову к источнику звука, дыхание его задерживается. Глаза думающего ученого неподвижны, смотрят вдаль, он не замечает внешних раздражителей. Увидевшая дичь охотничья собака переживает как бы судорогу внимания, вся замирая в «стойке».

Принимая в расчет сложные внутренние и внешние двигательные процессы, характеризующие состояние внимания, и всегда связанное с ними повышение ясности и отчетливости воспринимаемого, мы можем понимать внимание как приспособительную реакцию нашего психофизического организма, способствующую наилучшему восприятию тех или иных предметов.

Причины внимания

Каковы же причины внимания? Почему одни предметы оказываются в привилегированном положении по сравнению с другими и воспринимаются нами в условиях, специально приспособленных для наилучшего их восприятия? Всем известно, что инстинкты определяют наше биологически целесообразное взаимодействие со средой. Естественно поэтому ожидать, что и внимание наше должно прежде всего привлекаться биологически для нас важными предметами, которые так или иначе близко затрагивают наши основные, инстинктивные влечения.

Именно так и есть. Все, что затрагивает наши инстинктивные влечения, в зависимости от того, идет ли оно навстречу или наперекор им, вызывает у нас приятные или неприятные эмоции. И мы как раз видим, что эмоциональная окраска является одной из главных причин, привлекающих к предметам наше внимание. Вещь, грозящая нам опасностью или, напротив, сулящая нам улучшение нашего благосостояния, невольно приковывает к себе наше внимание прежде всех прочих. Раздражения большей интенсивности или большего объема, имеют преимущество перед другими в деле овладения нашим вниманием. Внимание наше привлекают все впечатления, отличные от окружающего их фона. Например: клочок серой бумаги, упавший на яркий цветной ковер, сразу бросится нам в глаза, сделается центром нашего внимания. Далее, внимание привлекается всем, что более или менее соответствует имеющимся в нашем сознании в настоящий момент представлениям и мыслям. Так, мы сразу замечаем знакомое нам слово, вкрапленное в речь на неизвестном нам языке.

Свойства внимания

Допустим, что благодаря тем или иным из вышеперечисленных причин состояние внимания у нас вызвано. Посмотрим теперь, какими же свойствами оно обладает.

Прежде всего мы различаем различные степени интенсивности внимания. Чем более интенсивно наше внимание, тем яснее и отчетливее для нас те объекты, на которые оно направлено. Мы не располагаем другими общепринятыми мерилами интенсивности внимания. Для суждения о степени интенсивности внимания обычно пользуются количественной оценкой производительности какой-нибудь специальной работы испытуемого лица, например, вычеркивания определенных букв в печатном тексте.

Внимание может быть характеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливо воспринято в одном акте внимания.

Как показали опыты, в среднем мы можем с полной ясностью и отчетливо воспринять зрительно от 4 до 6 знаков. Примерно такие же показатели и для слухового внимания. При наиболее Благоприятных условиях одним актом внимания мы можем охватить приблизительно 6 последовательных стуков. Объем внимания значительно увеличивается, если нам даются не отдельные, бессвязные элементы, а некоторые осмысленные комплексы (например, короткие слова). Всякое объединение, всякая форма увеличивают число элементов, схватываемых одним актом внимания.

Большой практический интерес имеет вопрос о распределении внимания. Способность распределять его состоит в том, что мы оказываемся в состоянии в одно и то же время уделить внимание двум или больше различным направлениям. Этой способностью отдельные люди наделены в различной степени.

Внимание различных лиц характеризуется также различной отвлекаемостью. Одним, чтобы сосредоточиться, необходима полная тишина и покой, другие, наоборот, прекрасно могут заниматься своим делом практически в любой обстановке.

Внимание людей отличается, далее, различной стойкостью, устойчивостью. Имея в виду это свойство, говорят о внимании статическом и динамическом.

Необходимо иметь в виду также и временные свойства внимания, как, например, скорость его приспособления, скорость перехода внимания от одного объекта к другому и, наконец, так называемые колебания внимания.

Мы не можем воспринимать один и тот же предмет с неизменной ясностью в течение долгого времени. Помимо того, что к концу долго длящейся работы наше внимание обычно утомляется и ослабевает, еще и до наступления утомления наблюдается чередование моментов ясного восприятия с периодами восприятия пониженной ясности.

Вышеупомянутые свойства нашего внимания, которые так для нас важны, могут быть усовершенствованы путем упражнения.

Виды внимания

Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный и непроизвольный характер.

Когда деятельность захватывает, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда мы знаем, что нам надо выполнить работу и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит сначала произвольный, а потом непроизвольный характер. Рассмотрим каждый вид внимания:

Непроизвольное внимание ­ это наиболее простой вид внимания, который возникает под действием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия.

Его часто называют пассивным или вынужденным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе. Непроизвольное внимание не связано с сознанием или волей и возникает под воздействием раздражителя сильного, контрастного. Примером могут быть громкие звуки и яркие вспышки.

В рамках непроизвольного внимания выделяют вынужденное, невольное и привычное внимание. Вынужденным называется внимание, которым очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности, а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы. Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда. Но эти объекты привлекают внимание только при определенных условиях. Если вы голодны, вы обратите внимание на вывеску кафе, а если не голодны, то можете ее и не заметить. Привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека. Так, во время совместной прогулки представители разных профессий замечают разные объекты.

Произвольное внимание ­ это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека.

Оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным. Приняв решение заниматься какой-либо деятельностью, мы принимаем решение сознательно направляя наше внимание. Например, мы прилагаем усилия, чтобы не лечь спать раньше, а сконцентрироваться и доделать доклад. Основной функцией произвольного внимания является регулирование протекания психических процессов. Причины его происхождения не биологические, а социальные.

Послепроизвольное внимание ­ это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных усилий.

Такое внимание первоначально требует волевых усилий, но затем человек погружается в работу. Интересным становится содержание и процесс деятельности, а не только результат.

Необходимость развития внимания

Развитие внимания, на самом деле, очень важно для каждого человека. Многие не задумываются над этим в наше время, но развивать внимание совершенно необходимо, особенно сейчас, когда информацией наполнен весь мир, все пространство.

Так зачем же нам развивать внимание? Выделим несколько основных пунктов:

Улучшение эффективности работы. Кода вы занимаетесь важным делом, а по соседству идет ремонт или плачет ребенок, и вы не можете сконцентрироваться, то выполнение этого дела явно затеняется. Но если вы натренировали умение фокусироваться на главном, то никакой посторонний шум не сможет помешать выполнить работу.

Продвижение по карьерной лестнице. Если вы хотите занимать руководящую должность, то должны научиться быстро переключать внимание с решения одного вопроса на другой.

Безопасное вождение автомобиля. Каждый водитель должен уметь длительное время удерживать свое внимание на дороге.

Делать несколько дел одновременно. В ежедневной суете рабочих дней время летит быстро. Каждый день нам приходится выполнять массу дел. И если мы не научимся выполнять некоторые из них одновременно, то об успехе в жизни можно позабыть.

Следует также упомянуть, что без развития внимания не удастся натренировать память и мышление.

Как видите, внимание охватывает все сферы нашей жизни. Невнимательный человек обречен на неудачу!