Найти в Дзене
Кто что сказал

Журналистика для чайников

Оглавление

Наверняка, каждый из нас, ежедневно видя на экране телевизора бессменную и вечно молодую Екатерину Андрееву, ведущую программы «Новости», или мастодонтов аналитики Владимира Познера и его тёзку – Соловьёва, хоть раз задумывался о профессии журналиста.

Одни мгновенно «хоронили» эту мысль, считаю подобную работу заоблачной и нереальной. Вторые, поразмыслив, ставили себе цель, которую реализовывали в дальнейшем на факультете журналистики. Но есть и третьи – та категория людей, которые нежно лелеют мечту о профессии акулы пера на протяжении всей жизни, растрачивая её на рутинную работу, тем самым теряя себя.

Как раз для таких мечтателей мы и подготовили эту статью. Безусловно, мы не сможем дать весь спектр знаний, который за четыре года бакалавриата получают студенты журфака МГУ, но наш спасательный круг в виде основ журналистского мастерства поможет сделать Вам первые шаги по дороге к мечте.

ШАГ №1. С ЧЕГО НАЧАТЬ

Прежде чем браться за борьбу с гранитом журналистской науки (слово используется с целью предания речи образности, на данный момент современными исследователями журналистика наукой ещё не признана), стоит проверить себя на наличие определённых качеств, без которых эта профессия непреодолима ни при каких условиях.

-2

Неподдельный интерес. Если Вы хотите стать гуру пера или ТВ, то должны обладать искренним интересом к окружающему Вас миру. Откуда Вы будете брать новости, события и факты, если не из окружения? Никто на блюдечке с золотой каёмочкой Вам инфоповод не принесёт. Тогда о чём Вам людям рассказывать? Тогда какой Вы журналист?

Коммуникативность и въедливость. Для будущего журналиста очень важно уметь разговорить абсолютно любого человека. В полученной информации необходимо дойти до самой сути. Получив максимальное количество фактов, Вы сможете составить конкуренцию другим СМИ, когда опубликуете полноценный материал, который будет отличаться от других ёмкостью и информативностью.

Рьяное желание поделиться новостями с обществом. Самая главная миссия журналиста – транслировать все события читающей, слушающей, смотрящей аудитории (зависит от вида СМИ).
Умение писать. Речь идёт не о пресловутой графомании, а о реальном навыке письма, который складывается из орфографической, пунктуационной, грамматической и логической грамотности. Данное качество на практике можно легко развить, однако для правильного старта в профессии необходимо уметь совмещать чёткое содержание с красивой формой, то есть доносить смысл простым, понятным и, самое главное, грамотным языком.

Тип личности. Работа со словом или медийность требует экстравертности. Дружелюбное, разговорчивое и подвижное поведение поможет Вам избежать стеснения при общении с новыми людьми, от которых Вам фактически ежедневно будет требоваться информация разного рода. Журналистская практика показывает, что именно коммуникативные люди, умеющие преодолевать социальные барьеры, добиваются большего успеха в профессии. Однако среди известных журналистов встречаются и интроверты, которые ежедневно ставят над собой эксперименты, почти насилуют себя, утруждая теми действиями, которые бы никогда не совершили, не выбрав данную профессию. Чаще всего они работают в газете или забивают статейники на разных сайтах, предпочитая добывать информация через мессенджеры, почту и телефонные звонки, которые тоже даются им с трудом.

Если Вы обладаете, как минимум, тремя качествами из вышеперечисленных, то можете совершать следующий шаг. Остальное придёт с опытом, а имеющееся можно будет довести до совершенства.

ШАГ №2. ЗНАКОМСТВО С ЖУРНАЛИСТСКИМИ ЖАНРАМИ И ФОРМАТАМИ.

Современные отечественные и зарубежные исследователи выделяют множество различных классификаций жанров журналистики. Проанализировав большинство, мы пришли к выводу, что традиционными являются четыре категории жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические и сатирические.

-3

Информационные – отвечают на пять элементарных вопросов: кто, что, где, когда и почему. Получив на них ответы, журналист получает фактуру (на профессиональном языке – «скелет») новости. Необходимо лишь выстроить их в правильном порядке и литературно обработать. К данной группе относятся: заметка, репортаж, интервью и отчёт (на практике в чистом виде встречается редко). Данная группа жанров в современной журналистике самая актуальная, оперативная и востребованная.

Аналитические – это множество фактов, которые обобщаются, интерпретируются и служат материалом для постановки проблемы и всестороннего её изучения. К аналитическим жанрам относят: корреспонденцию, комментарий, статью, обозрение, рецензию, рекомендацию и рейтинг. Стоит отметить, что данная группа имеет наибольшую ценность среди общества, однако профессионалов в этой сфере на сегодняшний день становится все меньше. Журналистский рынок страдает от нехватки качественной аналитики.

Художественно-публицистические – представляют собой две составляющих: «художественность» и «публицистичность» (или «документальность»). Любой факт, новость, событие в подобном тексте представляет собой авторское впечатление от него. К ним относят: очерк, эссе и другие. Данные жанры относят ещё к авторской журналистике, поэтому подобные тексты можно встретить в авторских колонках или программах.

Сатирические – осмеяние/критика того или иного факта действительности. К ним относят: фельетон, памфлет и другие. Крайне редко встречаются на практике. Сегодня их можно найти лишь в специализированных изданиях.
Перечисленные группы жанров и сами жанры являются традиционными при изучении основ журналистского мастерства. Ознакомиться с каждым жанром отдельно, узнать примерную схему написания можно у теоретиков журналистики А.А. Тертычного и М.Н. Ким в их трудах «Жанры периодической печати» и «Основы творческой деятельности журналиста», «Технология создания журналистского произведения».

Также хотим отметить, что в современной журналисткой деятельности данные жанры используются как основы, на базе которых создаются уникальные авторские тексты, которые носят черты формата.

Понятие «формат» определяют по-разному. Выражаясь простым языком, можно сказать, что формат – это смешение, гибридизация всех жанров журналистики. Примером формата может служить лонгрид (с англ. «длинная история») – его можно встретить на просторах интернета. Такая история представляет собой текст, подкреплённый фото и видео на одну тему. Причём текст может быть гибридным, то есть интервью может мешаться с репортажем, при этом смотреться всё это будет достаточно гармонично.

Поэтому мы советуем Вам сначала изучить жаровую палитру журналистики, а потом уже переходить к форматам.

ШАГ №3. ВЫБОР ЖУРНАЛИСТСКОГО АМПЛУА.

Каждый из нас с детства знает, что журналисты бывают печатными, телевизионными и радийными. Однако современный журналистский рынок вмещает в себя гораздо больше разновидностей этой профессии. Мы постараемся познакомить Вас с основными, рассказать о специфике работы, помочь определиться с выбором амплуа и предложить небольшой алгоритм для реализации Вашего выбора.

Журналист-печатник. Иными словами – универсальный журналист. От Вас потребуется: умение получать информацию и создавать из неё качественный текст, который подразумевает под собой 100% грамотность и чёткий смысл с соблюдением всех законов логики. Если человек умеет качественно писать, то сможет реализовать себя абсолютно в любой сфере профессии. Сегодня газеты мало востребованы, поэтому журналисты-печатники идут на хитрости, придумывают кричащие заголовки и не особо правдоподобные новости, чтобы хоть как-то заинтриговать и привлечь публику. Многие, разочаровавшись, уходят в интернет-СМИ.

-4

Журналист-радийщик. Требуются те же качества, что и при печати + приятный голос. Если у Вас есть какие-либо дефекты речи, например, картавость, то не расстраивайтесь. Чаще всего это становится визитной карточкой и своего рода изюминкой радиоведущего.
Журналист-телевизионщик. Харизма, харизма, харизма! И, конечно же, умение создавать интересные тексты. Именно это поможет Вам стать первоклассным телевизионным ведущим или репортёром с отменными и запоминающимися стендапами.

Пресс-секретарь или сотрудник отдела информации и связей с общественностью. Функционал объединяет все критерии, описанные выше. Однако данная разновидность профессии подразумевает работу на определённую организацию или человека, поэтому добавляется функция пиара и создания положительного имиджа того объекта, с которым Вы сотрудничаете.
В данном перечне представлены лишь основные разновидности профессии журналиста. Все остальные имеют небольшие отклонения в требованиях к работе. Объединяет их одно – умение получать и транслировать информацию в массы.

Если Вы давно определились с амплуа и понимаете, что знаний и умений достаточно, чтобы добиться в нём успеха, то дерзайте! А тем новичкам, которые ещё не понимают, чего хотят, пока толком не видят себя ни в одной из сфер, мы советуем начать с печати. Газета, интернет-площадки – лучшее место для «набивания руки». Когда поймёте, что достигли совершенства в написании различных текстов, тогда Вам дорога открыта и на телевидение, и на радио, и в пресс-службу.

Таким образом, сделав всего три шага, Вы сможете выйти на длинный путь журналистского поприща.

И помните: никакие учебники Вам не расскажут, как стать крутым журналистом. Лишь бесконечная практика и бесценный опыт помогут Вам это осознать. Воспользуйтесь нашими тремя шагами, а дальше ступайте самостоятельно и уверенно. Совершенствуйтесь с каждым днём. И кто знает, быть может, и Ваша фамилия встанет в ряд именитых мастодонтов журналистики.

Первоисточник статьи на сайте Кто сказал.