— 125 —
Въ № 181 Сѣверной Пчелы помѣщено описаніе Армянской свадьбы, видѣнной Авторомъ этой статьи въ Константинополѣ.
По жительству нашему въ Астрахани, а слѣдовательно по близкому сношенію и знакомству съ Армянами, составляющими здѣсь довольно значительный и промышленный классъ жителей, мы имѣли случай и внимательно наблюдать домашній бытъ этаго народа и повѣрять наблюденія наши сказаніями людей, заслуживающихъ уваженіе; а потому въ дополненіе къ замѣчаніямъ наблюдателя надъ свадебнымъ обрядомъ Армянъ Оттоманскихъ для любопытства нашихъ читателей извлекаемъ отрывокъ изъ рукописной Исторіи города Астрахани, составляемой однимъ охотникомъ до всего отечественнаго, и именно беремъ то мѣсто, въ которомъ Авторъ касается обрядовъ Грегоріянъ Астраханскихъ. Вотъ, что говоритъ онъ о свадьбѣ Армянской въ Астрахани.
Армянинъ Астраханскій, какъ и мы, образованные Европейцы, не женится наобумъ или наудачу, что нынѣ въ обыкновеніи между Магометанами, или какъ поступали предки наши, Славяне, во времена прародительскія; но избираетъ себѣ супругу по сердцу и достоинству, впрочемъ съ извѣстнымъ, какъ водится, разсчетомъ, взять себѣ суженую и съ красивымъ личикомъ и съ полнымъ карманомъ.
Сватовство происходитъ точно такимъ же порядкомъ, какъ и у насъ. Свахи или родственники жениха дѣлаютъ предложеніе родителямъ избираемой имъ невѣсты, и когда сія послѣдніе изъявятъ на бракъ свое согласіе, то мать или ближайшая родственница жениха, является въ домъ невѣсты, даритъ ее перстнемъ или деньгами въ знакъ того, что условіе не должно быть нарушаемо. Въ простонародномъ Армянскомъ языкѣ это называется верге (*).
Послѣ предварительныхъ сношеній родителей или родственниковъ жениха и невѣсты назначается день сговора, который дѣлается по большой части ввечеру и куда приглашаются друзья и знакомые обѣихъ сочетавающихся сторонъ. По собраніи гостей и послѣ приличнаго угощенія, смотря, по состоянію, женихъ въ сопровожденіи посаженаго отца, шафера и избранныхъ друзей, отправляется въ домъ невѣсты, пославъ туда еще прежде своего появленія, на подносѣ голову сахару, обвѣшанную и убранную разноцвѣтными лентами, штофъ сладкой водки, нѣсколько
---------------
(*) Слово верге (задатокъ) есть Татарское.
— 126 —
фруктовъ и конфектовъ. Это у Армянъ называется Гонча (подарокъ) (**).
Въ домѣ невѣсты, жениха встрѣчаютъ ея родственники при самомъ входѣ, съ музыкою и зазженными восковыми въ рукахъ свѣчами. Здѣсь, послѣ взаимныхъ привѣтствій, посреди комнаты ставятъ столъ, вокругъ котораго Священникъ въ полномъ облаченіи, снявъ съ рукъ жениха и невѣсты кольца, совершаетъ обрученіе, съ обычнымъ чтеніемъ молитвъ, въ подобныхъ случаяхъ употребляемыхъ.
Совершивъ обрученіе, Священникъ благословляетъ жениха и невѣсту, и перемѣнивъ кольца, возвращаетъ ихъ по принадлежности. Церемоніалъ оканчивается тѣмъ, что гостямъ подносятъ по рюмкѣ сладкой водки, по куску сахару и раздаютъ конфекты или другаго рода закуски.
Съ этихъ поръ женихъ и невѣста могутъ имѣть между собою свободное свиданіе, чего прежде первому не дозволялось, потому что обрученіе по закону Грегоріанскому почитается половиною свадьбы, и обрученные никакъ не могутъ быть разлучены, развѣ только въ случаѣ важныхъ обстоятельствъ.
Ввечеру, въ день свадьбы, приглашенные гости собираются въ домъ жениха. Здѣсь духовный отецъ, въ присутствіи посаженаго отца и шафера, благословляетъ брачную одежду жениха, который и самъ находится при этомъ случаѣ.
Одѣвшись въ благословленое платье, съ нѣкоторыми особами, участвующими въ празднествѣ, женихъ отправляется въ домъ невѣсты, гдѣ встрѣчаютъ его съ музыкою и зазженными въ рукахъ свѣчами.
По входѣ пріѣзжихъ въ домъ и по совершеніи Священникомъ, тѣмъ же порядкомъ какъ и прежде, благословенія невѣстиной брачной одежды, всѣ присутствующіе прикладываются къ кресту и кладутъ на подносъ въ пользу священниковъ по серебреной монетѣ. Между тѣмъ какъ посѣтителей занимаютъ угощеніемъ, подруги и ближайшія родственницы одѣваютъ невѣсту. При этомъ случаѣ новобрачная, находясь въ неизвѣстности о будущей своей участи, предается унынію, которое въ ней еще болѣе возбуждается звуками печальной музыки. Повязавъ голову невѣсты, какъ слѣдуетъ, накрываютъ ее до самаго низу флеровымъ вуалемъ, что служитъ признакомъ невинности и дѣвической робости; родственники прощаются и желаютъ ей всякаго благополучія на новомъ поприщѣ жизни, а отецъ или ближайшій изъ родныхъ, взявъ новобрачную за руку, вручаетъ жениху и благословивъ обоихъ, отправляетъ въ церковь.
--------------
(**) Татарское слово Гонча означаетъ иногда почку цвѣтка, который еще не развернулся. Это весьма приличествуетъ состоянію невѣсты предъ бракосочетаніемъ.
— 127 —
По окончаніи священно-дѣйствія, (а) на шеи новобрачныхъ Священникъ надѣваетъ снурки, ссученые изъ краснаго и зеленаго шелку, (б) и прикладываетъ къ концамъ ихъ печати изъ воска, въ знакъ терпѣнія до извѣстнаго времени, а потомъ подноситъ имъ стаканъ краснаго вина.
Когда новобрачные возвратятся домой, куда приходитъ также и Священникъ съ причтомъ, мать жениха подноситъ имъ аршаду или другаго прохладительнаго напитка; послѣ того Священникъ прочитываетъ молитву. Подарки невѣстѣ со стороны родителей и родственниковъ жениха равно какъ препровожденіе всего остальнаго времени въ танцахъ и увеселеніяхъ, оканчиваютъ первый; но день свадьбы наслажденія новобрачной четы еще увѣнчаваются полнымъ желаніемъ супружества. На третій уже день къ вечеру, когда отправятъ къ жениху изъ дома невѣсты приданое, является Священникъ, который по прочтеніи разрѣшительной молитвы, снимаетъ съ снурковъ печати (в), а съ невѣсты сбрасываетъ вуаль.
М. Рыбушкинъ.
-------------
(а) Во время вѣнчанія Дьяконъ читаетъ изъ Бытія гл. 1 стих. 27 и 28, гл. 2 ст. 21 и слѣд.; изъ Пророчества Исаіи гл. 61, стих. 9 и слѣд.; изъ Посланій Павла къ Ефес. гл. 5, стих. 22 и слѣд.; Священникъ читаетъ изъ Еванг. Матѳея гл. 19, стих. 2 и слѣд.
(б) При сученіи снурка для жениха Священникъ читаетъ 20 псаломъ Давида, а при сученіи снурка для невѣсты, Псаломъ 44, стихъ 15.
[Астраханскія Губернскія Вѣдомости, часть неоффиціальная, 1838. Прибавленіе къ № 37]
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"