Здравствуйте, бесценные читающие!
Кто о чем, а я опять про песочные куличи😂 Да, мы по-прежнему активно гуляем везде, куда ведут мои трое: Маша трех с половиной лет, Захар пяти лет и его РАС (расстройство аутистического спектра, около двух лет, как знаем о нем).
Недели две назад распахнула свои ворота площадка возле культурного центра, закрытая во время самоизоляции. Мои очень любят эту площадку, и есть, за что: все огорожено, собаки и коты проходят мимо, хороший выбор качелей и их достаточное количество, большая песочница, несколько горок-комплексов, раньше работали несколько аттракционов и фонтан, но пока все закрыто.
Активная тетя в охране культурного центра быстро, четко и достаточно аргументированно обосновывает необходимость вести себя прилично.
В иные дни полгода назад я клятвенно обещала своим шалопаям НИКОГДА не приходить больше на эту площадку в связи с тем, что один удрал на качели в один угол, другая пошла паровоз смотреть в другой угол за поворотом. И ни один не идет на компромисс. В таких случаях все обязаны были оставить занимаемые объекты и в качестве мамо-пленных без права на обжалование топать домой.
Но прошло полгода, я подзабыла все эти сложности в прогулке на территориально протяженной площадке одной с двумя детьми, малыши соскучились по площадке, в общем, уже несколько раз мы там гуляли.
Сегодня ближе к концу прогулки внимание обоих детей привлек мальчик лет пяти-шести, мирно сидевший на корточках и лепивший куличи ведерком не то из-под мороженного, не то из-под майонеза. Песок сырой, получались классные, крепкие куличи.
-Мальчик! Ты куличи лепишь? - с восторгом, но с присущей громковатостью и своеобразной манерой выделять и будто чуть растягивать слова, глядя на куличи, спросил Захар.
Мальчик смущенно улыбнулся, не прерывая своей деятельности. О, как был воодушевлен сын, наблюдая за мальчиком. Захар присел на корточки, несколько раз повторил, что "глазками смотрим, но чужое не ломаем". Раз семь пересчитывал куличи, не ошибаясь. Последний раз их число достигло 17 штук. Маша моя насчитала 5😂 Ничего, как считать понимает, а уж качество счета отработаем.
Слепив руками свой "кривозамок", Захар обратился ко мне:" Я хочу сломать кулич". Мы с Машей в это время в шаге от Захарки рисовали палочкой Машу (чувствовалась в этой картине на песке рука мастера😂), и я подумала, что сын говорит о куличе мальчика. Но увидев, что Захар стоит возле своего творения, я спросила: "Ты свой сломать хочешь?" - "Да", - ответил сын. Я по-хорошему была ошарашена и, конечно, подхватила нить, дала добро на крушение своего кулича. Похвалила, повторила, что свои ломать можно, Захар, довольный своим "и сломал, и похвалили", еще раза три строил и с азартом прыгал на свои постройки.
Дети, отвлекшись от мальчика и от песка в целом, ускакали на горку, а я, повернувшись к песочнице, застала такую картину: девочка лет 2,5 - 3 один за другим не спеша ровняет куличики "того парня" с песком. Ее мама стояла рядом, говорила по телефону и спокойно наблюдала за этим всем.
Мальчик и его дедушка ничего не говорили, девочка доломала последний, только слепленный кулич.
Когда строитель и дедушка проходили мимо нас, мальчик грустно сказал, что девочка все его куличики сломала, и спросил у деда, почему. Что ответил дедушка, мы уже не услышали.
Сделаю выводы:
1. Пожалуй, половина комментаторов в свое время ополчилась на меня и моего сына после сломанного им замка из песка. Почувствуй разницу, что называется.
2. Я пишу об этом не для того, чтобы "обелить" РАС. Да, сегодня Захар был молодцом, круто, пусть и по-своему и не очень успешно пытался начать общение. Это было аккуратно и социально-приемлемо. Откровенно говоря, я постеснялась влезть и подсказать сыну сказать "привет" или спросить что-то. Но здесь и сейчас уверенности в завтрашнем "хорошо" у меня нет.
3. Я рада видеть хорошие сдвиги в Захаркином социальном. Не уверена, что это сформировалось и закрепилось, но какие-то шаги сын делает. И это очень здорово.