Республика Калмыкия — единственный в Европе регион, культура, быт, традиции и религия которого носят форму и живут содержанием тибетского буддизма с конца XVI века.
Помимо бескрайних степей, которые своей пустотой, своей необжитостью всё равно притягивают взор, первую религиозную достопримечательность можно увидеть недалеко от города Элиста.
Храм Сякюсн-Сюме. Хотя правильнее его называть хурул, что, согласно толкового словаря живого великорусского языка Даля является калмыцким капищем, что уже с древнеславянского — свещенным местом общины для проведения обрядов, праздников и таинств общения с Богами.
Место, и позднее сам хурул были освещены Его Светейшеством Далай-ламой XIV, после чего хурул стал настоящей обителью божеств.
Справа от центрального входа перед хурулом стоят три идентичные сооружения религиозного назначения. Врать не буду, точно не скажу, что это — читал, но забыл.
Какое же буддийское капище без молитвенных барабанов кюрде. К этому хурулу мы приехали после какого-то праздника (о чём свидетельствовали разноцветные прямоугольные тканные платочки с определёнными пожеланиями, развешанные повсюду, на кустах и деревьях). По этой причине хурул для посетителей был закрыт. Тогда держим курс на Элисту.
Вот он — красивый и величественный, один из крупнейших буддийских храмов в Европе — Золотая обитель Будды Шакьямуни. Высота хурула составляет 63 метра, внутри установлена самая большая в России и Европе девятиметровая статуя Будды.
Несмотря на то, что храм для посетителей открыт, фото и видео съёмка внутри храма запрещены. Находясь в хуруле, понимаешь, что атмосфера и энергетика храма другие по сравнению с христианскими религиозными сооружениями. На мой взгляд выражается это в том, что в буддийском храме энергетическая и информационная сущность человека стремятся в небеса, к богам. В христианских храмах создаётся противоположное ощущение: твою сущность во вне не пускают, при этом ещё пытаясь трансформировать сознание. Логично предположить, что на столь разные ощущения внутри зданий влияет и архитектура соборов. Визуально, площадь крыши хурула больше, чем площадь крыши христианского храма за счёт своей прямоугольной многоярусной конструкции. Почему-то кажется, что качество "связи" с Богами напрямую зависит от этой величины...
По периметру Золотой обители располагаются беседки, в которых лепные образы буддийских Божеств сидят в позе лотоса.
Административный центр города изобилует достопримечательностями. На центральной площади Элисты расположены Пагода Семи дней и фонтан "Три лотоса".
На Аллее героев, которая тянется через весь центральный парк Элисты, находится скульптура "Белый Старец" (Цаган Аав), изготовленная из белого уральского мрамора.
Цаган Аав — мифологическое божество, почитаемое калмыками как во времена тенгрианства (добуддийской народной религии калмыков), так и в наши дни — символ плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Белый Старец является покровителем всего живого на Земле и хранителем жизни и долголетия.
Цаган Аав высотой около трёх метров величественно возвышается с посохом в руке в окружении обитателей калмыцкой степи: волка, орла (птица Хан Гаруди) и сайгака.
По одному из поверий Белый Старец является покровителем сайгаков. Запрещается в них стрелять, когда сайгаки стоят "кучей" - в это время Старец их доит. Орлы в буддийской мифологии являются интерпретацией гаруд - огромных птиц (вечных врагов наг), которые иногда могут принимать человеческий облик и в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царём. Движение их крыльев порождает бурю. Волк — символ неподкупности.
На тыльной стороне основания скульптуры изображены символы, принадлежность и значение которых для ведающих не являются однозначными, как о них сказано в энциклопедических материалах.