Про предательство в евангелиях написано до неприличия мало, а про его подоплеку – так вообще ничего, если не считать, конечно, за объяснение одержимость дьяволом. В чем был мотив Иуды? Обычная жадность? Не верится. Зачем бы жадному человеку вообще странствовать с Иисусом, этим денег не заработаешь. Иоанн, правда, пишет, будто Иуда воровал из коробки с пожертвованиями, за которую отвечал, но это больше похоже на оговор задним числом, потому что едва ли доверили бы деньги человеку нечистому на руку. А вот повод, по которому Иоанн это упоминает, примечателен. Процитируем:
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?»
Описывают этот момент и другие евангелисты, причем подчеркивают, что именно после этого случая Иуда решил предать Иисуса, а Марк даже отходит от традиционной «денежной» аргументации и пишет, будто священники сами предложили Иуде деньги в награду:
«И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники.»
Другую интересную деталь дает нам Иоанн: на тайной вечере Иисус омывает ноги своим ученикам, а потом сразу же, не медля, отсылает Иуду, подталкивая того к последнему шагу. Казалось бы, зачем?
В общем, по этим крохам у меня в голове сформировался такой сценарий.
Иисус брал себе в ученики далеко не самых лучших, многие апостолы демонстрировали слабину: Петр, Фома... Была своя слабость в вере и у Иуды. Там, в доме Симона он усомнился в Христе. Наверно, в его глазах дело впервые разошлось у Иисуса со словами. Наверно, он подумал, что тот сбросил свою маску скромности и предстал как есть - не чуждым честолюбию и плотским радостям. А значит никакой он не пророк, а обычный проходимец, жаждущий славы и власти. И Иуда вступил в сговор со священниками, быть может, от обиды, что и его облапошили, а быть может, и из чувства долга.
Когда на вечере Иисус омыл ноги своим ученикам, возникла опасность, что Иуда одумается, поэтому, чтобы не дать ему осмыслить это, Иисус немедля отослал его за своими палачами.
Так становится понятным и раскаяние Иуды, почти сразу понявшим свою ошибку. Он ведь удавился еще до того, как Иисуса казнили. Слишком быстро для мук совести.
Любой апостол мог стать предателем, Иуде просто не повезло, обстоятельства сложились так, что выпало ему.