Найти в Дзене

Когда впервые появились отечественные модели в масштабе 1:43

Первую масштабную модель автомобиля подарили мне в конце 70-х годов прошлого века. В силу возраста не воспринимал ее ценность и использовал в качестве игрушки. Позже, когда стали появляться другие автомобили масштаба 1:43, у меня стала складываться небольшая коллекция "игрушечных" машин. Все они, ясное дело, были отечественного производства и производились на заводе "Тантал" в Саратове. Других вначале в СССР и не было.

Недавно, перебирая свой "игрушечный автопарк", вдруг задумался, а когда вообще у нас в стране появились первые "настоящие" коллекционные модели? Погуглил и попробую изложить кратко то, что смог для себя уяснить.

Завод "Тантал". Насколько понимаю, современное состояние. Причем, судя по новостям, предбанкротное
Завод "Тантал". Насколько понимаю, современное состояние. Причем, судя по новостям, предбанкротное

Саратовский завод "Тантал" был создан в конце 40-х годов и являлся "почтовым ящиком" - закрытым предприятием, которое работало на оборонку. Основная продукция - радиоэлектронные компоненты для армии. Как и всякое "закрытое предприятие", завод должен был заниматься и товарами народного потребления - ширпотребом. В 60-е годы таким "довеском" к военной продукции были цельнолитые неубиваемые "модельки" игрушечных танков, которыми советские мальчишки разыгрывали бои в песочницах.

По счастливому стечению обстоятельств, в начале 70-х годов в руки к руководителю предприятия попала модель "Москвич-408" в масштабе 1:43, производства компании Dinky Toys. Как сообщают различные источники, директор загорелся идеей производить взамен "танчиков" симпатичные модели отечественных автомобилей. Мысль эта нашла поддержку "наверху" и началась подготовка производства. По счастью для нынешних коллекционеров за основу был принят самый "правильный" и распространенный масштаб для автомоделей 1:43, как на имевшемся прототипе.

"Москвич-408", но не "наш"...
"Москвич-408", но не "наш"...

Чертежи для изготовления первой модели инженеры "Тантала" делали с настоящей заводской документации, которую получили во время командировки на московский АЗЛК, где производился настоящий "Москвич-412", ставший прототипом первой саратовской модели.

Выпуск "игрушечной" машинки начался в 1971 году. Именно этот год и можно считать "началом эры" советских моделей в масштабе 1:43. Модель получила заводской индекс А1 и поначалу на днище даже выбивался год начала производства "71".

Первые танталовские "Москвичи" были простыми - у них открывался лишь капот, как на "заграничном" прототипе, а решетка радиатора отливалась заодно с корпусом и просто обозначалась "серебрянкой. Позже технологи разработали более детализированную модель - радиаторная решетка стала отдельным элементом. появились и другие улучшения. Причем на "машинки" неожиданно появился большой спрос.

В 1973 году завод освоил выпуск следующей копии "Москвич-408". Его заводской индекс был ожидаемо А-2. Однако через некоторое время, модели поменялись индексами: "Москвич-408" стал обозначаться А-1, а "Москвич-412" - А2. Я этого, признаюсь, не знал...

Знаменитая коробка от саратовских моделей с надписью NOVOEXPORT. До сих пор вызывает волнение...
Знаменитая коробка от саратовских моделей с надписью NOVOEXPORT. До сих пор вызывает волнение...

Спрос породил предложение и завод "Тантал" со временем расширял производство и наращивал модельный ряд.

С середины 70-х партнером предприятия стал NOVOEXPORT, который успешно использовал саратовские модели для популяризации продвижения продукции отечественного автопрома за границей. Значительное количество моделей отгружалось за рубеж. в том числе и в капиталистические страны - аутентичные модели советских машин, произведенные в СССР, пользовались спросом у коллекционеров.