Найти в Дзене
Frau Lera

«Воспитание» ремнем, как способ разрушить одну из главных ценностей – ощущение домашней безопасности

 Фото автора Kat Jayne: Pexels
Фото автора Kat Jayne: Pexels

Это был третий школьный день, после январских каникул, и я очень хорошо его запомнила. Учительница попросила меня отнести домашнее задание Даше, которая за пару месяцев переехала в наш город, и мы даже не успели подружиться. Просто наши дома располагались неподалеку.
Помню, как я поднималась по лестнице в темном подъезде, рассматривая номера квартир. И на одной из площадок я услышала детские крики. Я поднялась на следующий этаж, посмотрела на двери, и с ужасом осознала – это кричала Даша. «Мамочка не бей! Пожалуйста!». Я не знала, что мне делать, я испугалась. Это был второй класс, и мои восемь лет отроду. Позвонить в дверь я не смогла. Что-то сдерживало меня. Скорее всего, я боялась оказаться по ту сторону двери. Боялась увидеть то, что там происходит. И простите меня, но я никому не рассказала об этом. А задание отнесла через несколько часов. Дверь мне резко открыла нервная мама Даши. Она выхватила листик из моих рук, захлопнула дверь. Этот хлопок – словно удар в грудь, и крики Даши – я помню до сих пор. После восьмого класса Даша уехала из города. Она так и не подружилась с девочками из класса, она нашла себе другую компанию. Неблагополучную, как сейчас говорят. И она сбегала из дома. Удивительно ли это?

Понимаете, дом, который не дает максимального чувства защищенности, перестает быть домом. Он утрачивает свое самое главное предназначение, заложенное в нём с древнейших времен. Первобытные люди, которые жили в пещерах, забирались вовнутрь не для того, чтобы сделать их уютными и красивыми. Они искали защиты – от диких зверей, непогоды, врагов из других племен и т.д. А всё остальное – уже потом, со временем.

Быть бездомным – страшно. Но не менее страшно – жить в доме или квартире, и бояться возвращения туда, и тогда уже другие места – даже улица или парк могут обманчиво показаться более защищенными. В мире живет очень много людей, у которых формально есть жилье, но отсутствует это чувство защищенности, и психологически они мало чем отличаются от настоящих бездомных. Ведь внутри, в их душах, полный разлад, мешающий нормальной жизни.

Спишу это на совпадение – за последние две недели ко мне обратились три клиента, которые устали жить в постоянном страхе и неуверенности. Два взрослых мужчины и одна женщина. У них есть дома. Но очень скоро выяснилось, что чувство дома у них было отбито, в прямом смысле, ещё в детстве. Отбито – ремнями. И даже прикольное выражение: «Я в домике!», на них оказывает несколько иное значение, чем на остальных. Но у них есть мечта именно о таком «домике», которого они не знали. А тогда, в детстве, им просто не хотелось возвращаться домой. А это верный признак беды. И если бы их родители были умнее, то они бы моментально бы встревожились. Если бы они знали, чем всё это обернется для их детей в будущем.

-2

Работать с такими клиентами сложно – «ремень» из детства, словно ставит заслон на воспоминания, и у двух мужчин, с которыми я сейчас работаю, именно такой случай. Последствия необходимой когда-то защитной психологической реакции. Мы, конечно, пробьемся через эти барьеры, но каждый раз, сталкиваясь с таким, я думаю: «О, родители, ну почему вы так? Зачем?». Хотя и знаю ответы. Да, наказание – входит в процесс воспитания, и нет стран или культур, где оно бы отсутствовало. Но в каждой культуре, в идеале, оно не калечит психику, вот только идеал часто и остается идеалом, а реальность живет своей отдельной жизнью.

Даже в Японии, про которую существует много мифов. Все как-то забывают, что с приходом в социум, японский ребенок начинает подвергаться целому ряду вполне себе серьезных наказаний.
Не надо путать наказание с причинением физической боли. Да и истории моих клиентов показывают – часто дети и не понимали, за что их наказывают. А когда понимали, то все равно не могли взять в толк – неужели такие шалости заслуживают такой боли? А неспособность к каким-то предметам, плохие оценки за них? Неужели за это надо наказывать ремнем?

Я не знаю, как изменить и спасти этот мир. Моя работа – индивидуальна. И если я не помогу отдельно взятому человеку, если ему вообще никто больше не поможет, то и его дети имеют шансы стать «бездомными». В том смысле, что дом-то у них будет. Но они не будут чувствовать себя защищенными в нем. Напротив, дом будет ассоциироваться с опасностью. И им не захочется туда возвращаться. И это скажется на всей их дальнейшей жизни.

Ваша Лера Т.