Среди экзистенциальных страхов выделяют:
– страх свободы,
– страх ответственности,
– страх смерти,
– страх отсутствия смысла жизни.
Страх свободы и ответственности присущ реактивным людям. Люди с большим охватом внимания и большой реальностью, если им присуща склонность бояться, боятся несвободы и безответственности. Страх смерти ограничен в ходу.
Некоторые народы не имеют подобных страхов, так как смерть для них является обыденной. Некоторые ожидают смерти как перехода в лучший мир в силу культурных, религиозный традиций. Отсутствием смыслов упиваются люди, потерявшие вектор движения, потерявшие чужие цели и не научившиеся творить, создавать, а также Франц Кафка и Артур Шопенгауэр.
Отсутствие смысла жизни – это не «данность», а состояние. Не когнитивное переживание, не умственное состояние, а эмоциональное. В зависимости от «размера реальности» на момент «потери смысла», «отсутствие смысла жизни» переживается как ИНДИВИДУАЛЬНОЕ или ВСЕЛЕНСКОЕ. «Индивидуальные бессмысленные» совершают суициды, «вселенские бессмысленные» оставляют философское наследие, но хуже корректируются методами психотерапии. Потеря смысла может избирательно касаться не «жизни вообще», а отдельных областей реальности: – любви не существует;
– незачем иметь детей; – деньги – зло; – счастье – миф. Люди впадают в апатию относительно целей, в достижении которых они потерпели неудачу; достижение которых принесло разочарование. Найдется множество вегетарианцев, которым в детстве отказывали в колбасе или навязывали колбасу, чайлдфримэнов, которых упрекали детством или удерживали в детстве. Многие из потерявших смысл жизни не теряли, так как не обладали. Кризис смыслов наступает, когда человек «прозрел», чтобы отбросить навязанные, внедренные цели, смыслы, вектора, но недостаточно «прозрел», чтобы творить движение. Некоторые из потерявших смысл потеряли не смысл, а что-то еще, например, любимого человека, с которым они связали ожидания и перспективы реализации. Они могли утратить сверхценную жизнеопределяющую идею; веру в бога; веру в справедливость; веру в добро. Как потеря смысла переживается утрата иллюзии, «ресурсного» воспоминания. Например, человек хранил воспоминания о бабушкиной избушке с теплой печью размером до неба и свежим хлебом, когда вернулся в деревню спустя годы после смерти бабушки, выяснилось, что печь вчетверо меньше, хлеб пресный и жесткий. Найти «свой смысл» не означает, что прежние «чужие смыслы» были «липой». Они могли быть прекрасными, интересными, уникальными, редкими. Беда, что они «НАВЯЗАНЫ». Человек не был автором, источником, он был приемником. Колбаса хороша, когда вы хотите ее съесть, и она плоха, когда вас заставляют ее есть. Способ заставить человека возненавидеть то, что ему нравится, это принуждать его делать то, что ему нравится. Потеря смысла или неспособность найти смысл жизни (смысл работы, смысл детей, смысл любви, смысл счастья – чего угодно) связана с блокадой созидания, творчества, неспособностью быть ИСТОЧНИКОМ потока (продукта, развития, реальности). Потерявшие или не нашедшие смысл жизни – потерявшие ВКУС жизни, вектор движения, направление стремления, способность к созиданию. Отсутствие смысла жизни – это эмоциональное состояние, АПАТИЯ по отношению к жизни.
Чистая АПАТИЯ или подмешенная взвесями:
– страх (не реализоваться, быть отвергнутым, осмеянным, не понятым, не принятым);
– горе (от утраты интересной реальности, игры, значимого близкого);
– …
Субъект, имеющий право жаловаться на отсутствие смысла жизни, это изначальный творец в начале времён, у которого не было вселенной, друзей, зеркал, гастрономического туризма, спа-курортов, великих подвигов, фатальных поражений, колёсного унитаза. Пустота. Ничего. Он не жаловался. Смысл жизни придумали позже.
Об этом и многом другом в моей книге: «HOMO REACTUS: человек безумный» https://author.today/work/92138
Поблагодарить автора https://donate.stream/ya4100115914557537