У французского кубизма появилось родственное направление в Италии - футуризм (с итал. "futuro" - #будущее) - скандально известный стиль. Молодые итальянские художники, которым надоело неиссякаемое преклонение перед итальянским искусством прошлых веков, объединились в группу для создания нового искусства, "искусства будущего", как они называли его. Участники группы осветили свои воззрения в футуристических манифестах, в которых призывали отторгнуть достижения прошлого, и возвеличить промышленный дух и технику нового времени. Они восхищались океанскими пароходами, стальными мостами, железными дорогами, опоясывающими весь земной шар, скоростью автомобилей, огромными городами и удивительными "летательными аппаратами".
Во всех этих технических достижениях художников привлекал только внешний блеск, а то, что крупное промышленное производство вызывает острые социальные проблемы, оставалось незамеченным ими. В своих произведениях футуристы пытались схватить основную примету нового времени - стремительно возрастающий темп жизни, который они пытались изобразить в своих картинах посредством последовательного расположения на одном холсте моментов движения (подобно киноленте). Например, для изображения высокого темпа жизни Джакомо Балла (1871 - 1958 г.г.) применил образ бегущей на поводке таксы с ногами, напоминающими пропеллеры.
Некоторые приемы футуристы переняли у кубистов. Они тоже разлагали предметы на части. Кубисты старались показать объекты одновременно с разных сторон, а футуристы стремились соотнести явления и предметы с разными временами. Например, Джино Северини (1883 - 1966 г.г.) изображал мчащиеся вперед поезда, передавая стремительность движения клубами пара и отблесками света.
Футуристы пытались "выложить на холст" всевозможные уличные шумы, звуки - они обводили источники звуков яркими кругами или дугами, олицетворяющими колебания звуковых волн. Подобные эксперименты уже встречались у кубиста Р.Делоне.
Как явление в изобразительном искусстве, футуризм имел краткую историю - несколько лет перед I-ой мировой войной.
В России подобным направлением был лучизм, получивший такое название вследствие использования в картинах ярких световых лучей.