Супрематизм изобрел Казимир Малевич как направление беспредметного искусства. Западные и русские исследователи искусства нередко объясняют название направления франц. словом "supreme" (высший), хотя на самом деле свое название направление получило от франц. слова "supre matie" (главенство, превосходство) или польского "supremacij" с тем же названием. Сам же Малевич объяснил, что "супрематизм означает первенство цветовой проблемы".
Алогизм - как стимул рождения супрематизма
Стимулом рождения супрематизма послужил кубофутуристический период в творчестве Малевича, важнейшей составляющей которого стал алогизм. Сопряжение разнородных сфер жизни по сути алогично, свободное оперирование категориями времени и пространства тоже не поддается логике, приоритет интуиции в творческом процессе неоспорим. Малевич говорил о мастерах, предпочитавших в творчестве разум, как о прикованных к формам реального существующего мира, и "не выходящими за рамки нуля".
Появлению направления супрематизма поспособствовала постановка оперы с футуристическими приемами "Победа над Солнцем" (музыка М. Матюшина, текст А.Крученых, художник К.Малевич, автор пролога В.Хлебников), которая состоялась в Луна-парке г.Санкт-Петербурга в декабрьские дни 1913 года. Занавес и костюмы, разработанные для постановки Малевичем, изначально уже содержали многие элементы супрематизма.
Супрематические работы впервые были выставлены Малевичем в 1915 году, на выставке "0.10". К открытию выставки Казимир Малевич издал брошюру "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм", тем самым поддержав свой пластический эксперимент теоретическим обоснованием. Пластическим манифестом нового направления послужила картина "Черный квадрат".
Казимир Малевич и его последователи учредили в 1916-1917 г.г. художественное общество "Супремус", которое преследовало цель популяризации идей супрематизма. Многочисленные теоретические сочинения, написанные Малевичем в конце 1910-х г.г. - 1920-х г.г., обосновывали развитие супрематизма как универсальной жизнестроительной и художественной системы.
Эволюцию развития супрематизма Малевич разделил на три стадии (черный, красный и белый квадраты) - черный, цветной и белый периоды. На последней стадии созданы формы "белые в белом". Все три стадии развития продлились с 1913 г. по 1918 г. Периоды были выстроены в плоскостном развитии. Первопричиной их построения было передать видимый динамический покой или силу статики одной плоскостью - главным экономическим началом.
Создавая концепцию супрематизма, Малевич воссоздавал такую систему мышления, при которой, как в древности, философское, художественное, научное и эзотерическое познания мира слились в синкретическом единстве. Работой "Черный квадрат" он подвел итог периоду символичного мышления и указал путь от символа к формуле. Это было знамение времени, когда люди грезили о масштабном переустройстве мира и о синтезе, как базисе такого переустройства.
Малевич собрал вокруг себя группу учеников и последователей, которые с начала 1920 г.г. развивали его идеи и воплощали их в живописи и дизайне. На всем протяжении 20-х годов прошлого столетия супрематизм имел влияние на прикладное искусство, архитектуру, текстиль, полиграфию и фарфор.