Чтобы понять Россию, нужно понять принцип Потёмкина. Принцип Потёмкина гласит, что видимость важнее реальности, мифы важнее фактов, а слова важнее поступков.
Изначально наблюдатели этой страны, понятно, будут обмануты красочным веером культурных достижений. Они будут очарованы безмятежными мелодиями музыки Чайковского и небесной архитектурой московских соборов с луковичными куполами. Они будут в восторге от этнических костюмов и танцев. И они будут сражены тем, что Россия — первая страна, которая отправила человека в космос.
На самом деле я поражаюсь тому огромному труду, любви и преданности Родине, который был вложен в эти триумфы. Азиатский дух безвозмездного самопожертвования глубоко укоренился в русских жилах, и именно этот центральный принцип восточного характера отличает империю славян от почти всех народов в культурной сфере западного христианского мира, включая Америку.
Сказав это, я до смерти ужасаюсь одной мысли о другой существенной аксиоме русской жизни, значение которой столь же необходимо для понимания фундаментальной природы этих грандиозных проектов. Я изложу это в форме вопроса.
Какой ценой и с какой целью?
Я начну с двух девизов, один из которых мне хорошо знаком, а другой несколько более неясен. Республиканская Франция известна своей свободой, равенством и братством. Эти три идеи, столь простые и в то же время могущественные, заключают в себе всю полноту духа Просвещения: разум над суеверием и логика над эмоциями.
Я отличаю модернизм от постмодернизма, который есть нечто совершенно иное. Модернистское мышление — это, по существу, гуманистический проект, который культивирует неотъемлемое желание мудрых существ стремиться ввысь и трансцендировать.
Россия же, по словам самого царя Николая I, определяется Православием, Самодержавием и Народностью. Византийская греческая вера известна как восточное православие, потому что это догматическая дистилляция христианства: наша вера — единственная истинная вера, а те, кто не верит — проклятые еретики.
Самодержавие — это власть одного человека. Воля императора — высшей суверенной власти на Земле — есть воля Бога. Сила излучается вниз, и её нельзя разделить, оспорить или бросить вызов.
Народность — это незыблемая опора государства, олицетворяющая верховенство Святой Родины под властью отеческого правителя.
Соедините эти три элемента — православие, самодержавие и народность — и вы получите идеальный рецепт тоталитарного деспотизма. Действительно, каждая форма правления, которую Россия пережила за свою историю, является разновидностью тоталитарного деспотизма — от всезнающих, всемогущих царей до индустриальной тирании марксизма-ленинизма и олигархической клептократии путинизма.
Страна никогда не была в состоянии поддерживать какую-либо альтернативную форму правления в течение длительного периода времени. Достаточно вспомнить неудачи «конституционного царизма» в начале XX века и катастрофическое «демократическое» руководство Бориса Ельцина после краха коммунизма. Основной культурный характер страны воюет всегда против этого.
Православие, самодержавие и народность — вот всё, что нужно понять, чтобы понять почти все русские явления всемирно-исторического значения.
Так какое же это имеет отношение к потрясающим артефактам культуры? И какое это имеет отношение к вышеупомянутому принципу Потёмкина?
Всё, что происходит в рамках тоталитарной системы, в конечном счёте является функцией государства. Муссолини метко уловил дух тоталитаризма как общественно-политического строя, в котором «всё находится внутри государства, ничто не находится вне государства и ничто не направлено против государства».
Таким образом, всё, что Россия синтезирует, изобретает или претворяет в жизнь, является лишь средством для национальной славы. Наши всемирно известные художники и писатели приносят славу Родине. Наши золотые олимпийцы приносят славу Родине. Наши художники и писатели приносят славу Родине. Наши выходы в открытый космос приносят славу Родине. Каждое усилие в деспотической империи славян рассчитано на то, чтобы принести славу Родине. Имейте это ввиду всякий раз, когда вы испытываете удовольствие от просмотра балета Большого театра по телевизору.
Ничего существенного в деспотической, тоталитарной системе не возникает спонтанно, из свободной воли или индивидуальных желаний.
Ни один сознательный человек не станет добровольно подчиняться диктату высшей силы без принуждения. А принуждение — это то, что лучше всего делают тоталитарные государства.
Увеличьте это принуждение на миллионы, умножьте его на годы и годы идеологической обработки, и результатом будет масса некогда разумных существ, лишённых своей души.
Это именно то, на что похожа русская жизнь. За Потёмкинским блеском ослепительного искусства, литературы, музыки и науки скрывается жалкая масса оболочек человеческой формы. Враждебность и агрессия являются неотъемлемой частью их существования как послушных рабов-подданных Святого Царя, потому что у них больше ничего не осталось. Их души были обескровлены. Цитата французского аристократа XIX века Астольфа де Кюстина прекрасно подводит итог: «Россия — это постоянное состояние войны, заменяющее нормальное состояние общества».
Россия за глянцевым фасадом — это место бедности. Существует большая материальная бедность, но именно психологическая бедность наносит самый сокрушительный удар по душам славян. Нет никакого чувства подъёма. Нет никакого духа доброжелательности. Нет никакой моральной программы и никакой высшей цели. Есть грубая сила, и только грубая сила. Каждая ступень социальной иерархии угнетает и подчиняет себе нижестоящую ступень.
Русская жизнь есть полная противоположность Просвещению. Её система ценностей диаметрально противоположна системе ценностей не только католического и протестантского Запада, но и конфуцианской Восточной Азии. Россия — это анти-прогресс, анти-счастье, анти-цивилизация.
Да, здесь живут всемирно известные художники и писатели. Да, это родина новаторской науки и изобретений. Да, здесь живут золотые олимпийцы. Но какой ценой?
По материалам публикации (англ.).