Найти тему
И зачем?

Рококо. Особенности стиля

Оглавление

Стиль рококо характеризуется причудливостью и вычурностью, игривостью и утонченностью. Сформировался во Франции в начале XVIII столетия и взял свое название у элемента орнамента рокайоль, напоминающего своей формой морскую раковину.

Название стиля рококо невольно ассоциируется с барокко (испанские моряки называли морские раковины нестандартной формы "барокко") – феноменальным и выдающимся стилем в мировом искусстве. Среди искусствоведов даже бытует мнение, что стиль рококо – некий кризисный вариант барокко на стадии упадка в своем развитии. И действительно, хронологически рококо сменяет барокко. Но следует отметить, что эти стили и внешне, и внутренне, совершенно разные.

Особенности рококо

Накал страстей, сила эмоций, величественность и помпезность барокко сменились стилем рококо – камерным и изящным стилем аристократических гостиных и дамских будуаров, стилем для людей, придающих значение утонченности обстановки, удобству быта и ценящих повседневные радости жизни.

Эмоциональная и идейная основа стиля рококо – гедонизм и индивидуализм, "эротический маньеризм", как назвал его Ж.Л. Давид. Лозунгом стиля рококо можно провозгласить "ценность счастливого мига". Эта эпоха придала мироощущениям человека умение наслаждаться радостями жизни, вкус к роскошным и красивым вещам, пристрастие к новизне форм и любовь к жизни. В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма. Поскольку рококо сформировался в годы властвования французского короля Людовика XV и в этот период достиг своего расцвета, современники именовали рококо "королевским стилем". Интересно, что рококо сменил противоположный по содержанию художественный стиль – гармоничный и строгий, рациональный неоклассицизм.

Большая популярность в декорировании интерьеров помещений в стиле рококо приобрели орнаментальные украшения потолков и стен. В большой моде были зеркала и панно, рельефы и барельефы амуров. Произведения декоративно-прикладного искусства эпохи рококо были изящны и изысканны. Мастера, работавшие в стиле рококо, блестяще использовали декоративные возможности фарфора, драгоценные камни, резьбу по дереву.

Стиль рококо был популярен около 60 лет, особенно во Франции, и существенно повлиял на искусство всей Европы. Рококо подарил миру великолепных мастеров живописи – А. Ватто,  О. Фрагонара, Ф. Буше.

Темы стиля рококо

Темы живописи в стиле рококо – легкий флирт прекрасных дам и кавалеров, сцены соблазнения, кокетство. Возник новый жанр в живописи – пастораль, запечатлевающий жизнь пастушек и пастухов на лоне природы, одетых в роскошные одежды и читающих книги, занимающихся легким флиртом, игрой на свирели. То есть, это были не изображения будней пастухов и пастушек, а воссоздание атмосферы светских пикников.

Также остались популярными и мифологические сюжеты (наследие барокко), в которых мифологическими фигурами выступают, в основном, богиня любви Венера, амуры и нимфы.

В эпоху рококо жил и  создавал свои творения блистательный мастер живописи в стиле рококо – Жан Антуан Ватто, предпочитавший жанр пасторали. Его полотна изящно и красиво изображали куртуазные правила французского двора, но в каждой картине чувствовалась легкая ирония и грусть. Это отчетливо прослеживается в картинах "Затруднительное предложение" или "Общество в парке".

Одним из значительных полотен Ж.А.Ватто называют "Отплытие на о. Киферу" или другое название "Паломничество на о. Киферу", из серии картин "Галантные празднества", колорит которой весьма характерен для стиля рококо. Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными. Создается впечатление, что изображенные дамы и кавалеры торжественно и грациозно движутся в ритме медленного танца по склону холма в направлении ладьи, отплывающей на остров любви – Киферу.

Направление движения всех фигур – от изображенной в тени деревьев богини Афродиты - к центру композиции. Все фигуры как будто покрыты золотистой вуалью, купаются в лучах мягкого солнечного света, пробивающегося сквозь верхушки деревьев. В лучших произведениях мастеров рококо природа является не сколько фоном, сколько участником событий и кажется одушевленной. Единство людей и природы проницательный Ватто считал иллюзией, поэтому, вероятно, и были пронизаны печалью и некоторой горечью его лучшие полотна с явным оптимистическим наполнением.

В связи с куртуазностью всего стиля рококо, его считают истинно "дамским стилем", демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах)  и изысканность всего искусства рококо. Достойны упоминания прекрасные портреты женщин той эпохи – портрет мадам де Помпадур, фаворитки короля, кисти Франсуа Буше и замечательные женские портреты Ж. О. Фрагонара, "Портрет певицы, держащей нотный лист" или, к примеру, "Портрет дамы в образе Музы науки", множество других женских портретов кисти художников, работавших в эпоху рококо.