Неоклассицизм, неоклассика - термин, означающий художественные действия крайней трети XIX-XX вв., им свойственно воззвание к обычаям древнего художества, художества эры Восстановления либо классицизма. Употребляется еще (как верховодило, в забугорном искусствознании) для обозначения классицизма в художестве 2-й половины XVIII - 1-ой половины XIX века, в различие от классицизма XVII - 1-й половины XVIII веков. Происхождение обусловлено рвением противоположить некоторые "нескончаемые" эстетические значения беспокойной и противоречивой действительности. В зодчестве значительны 3 периода: 1-ый (возле 1910- середины 1920 гг.), 2-ой (в основном 1930-е гг.) и 3-ий (начавшийся в конце 1950-х гг.). В 1-ый период логика организации традиционной формы и ее лаконизм были выдвинуты как противопоставление стилистическому произволу и лишней декоративности зодчества эклектизма и манеры "модерн" (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Бернеса в Германии, А. Розга и О. Вагнера в Австрии, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко в Рф и др.). В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, демонстративно огрубленных формах, обширно применялось в зодчестве Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и др.) для сотворения построек, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 1950-х гг. разворачивается в большей степени в зодчестве USA. В изобразительном художестве термин обхватывает наиболее просторный круг различных течений, в разной ступени, он приложим к творчеству таковых мастеров конца XIX- 1-й половины XX вв., как архитекторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в Рф, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России.
Неоклассика - термин, общепринятый в современном искусствознании для обозначения разной сообразно общественной направлению и идеологическому содержанию художественных явлений крайней трети 19—20 веков, ей свойственно воззвание к обычаям древнего художества, художества эры. Происхождение неоклассицизма (как программного обращения к художеству прошедшего) обусловлено рвением противоположить некоторые "нескончаемые" зстетические значения беспокойной и противоречивой действительности. Идейному и формальному классу направлений, основанных на розысках конкретного соотношения реальности, в неоклассицизме противостоят безукоризненность и степенность форм и образов, "расчищенных" от непосредственно-исторического, содержания.
В 1-ый период логика организации традиционной формы и ее лаконизм были выдвинуты как противопоставление стилистическому произволу и лишней декоративности зодчества эклектизма и манеры модерн. В ряде государств неоклассицизм данного периода употреблял новейшие плодотворные приёмы, произведенные "модерном", и содержал в себе точно рационалистические веяния (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Розга и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В российской зодчестве 1910-х гг. доминирующим было рвение принять главные взгляды строительной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), но в те ведь годы к стилизации традиционных обратились и адепты российского модерна (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В USA, Франции и Англии неоклассицизм 1910—30-х гг. развивался в большей степени в официальном зодчестве и различался торжественной представительностью и подчёркнутой солидностью и основательностью. Взгляды неоклассицизма оказали еще знаменитое воздействие на формирование русского зодчества 2-й половины 30-х—истока 50-х гг..
Зодчества государств Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии часто сочетались с обращением к темам государственной архитектуры. В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, демонстративно огрубленных формах, обширно применялись в зодчестве Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и разряд остальных) для сотворения построек, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался в большей степени в зодчестве USA; посреди более значимых построек данной направленности в официозном и платном строительстве — Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), строения которого образуют серьезное и симметричное обрамление прямоугольной площади.
В изобразительном художестве термин "неоклассицизм" обхватывает наиболее просторный круг различных художественных течений. Некие предвосхищающие неоклассицизмом факторы ощутимы теснее в творчестве прерафаэлитов (с середины 19 в.), однако в первый раз как условно целостное действо, он проявился в теоретических суждениях и практике адептов германского неоидеализма (с 1870-х гг.), усмотревших в солидности и основательности и пластической чёткости традиционного художества лекарство для преодоления "беспорядка" реальности.
Для неоклассицизма конца 19 истока 20 вв., распространившегося в качестве 1-го из разновидностей реакции на импрессионизм, типично хитросплетение конкретных позднеакадемических веяний, с программным следованием основам древнего художества (как верховодило, периода архаики, реже — художества эры Ранешнего Восстановления и классицизма; стоит отметить для данного периода еще узкое касание неоклассицизма со стилистикой модерна. Термин "неоклассицизм" в разной ступени приложим к творчеству (либо единичным его граням) таковых мастеров конца 19—1-й половины 20 вв., как архитекторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии. К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев С. Д. Меркуров в Рф, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, 3. Н. Серебрякова, А. Е. Яковлев в Рф. Причастность к неоклассицизму замечают и другие течения в изобразительном художестве 20—30-х гг.., образовавшиеся как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: новенькая вещественность в Германии и регионализм в USA, метафизическая живопись в Италии, неоэнгриэм; П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений собственной гуманистически-идиллической тональностью.
В зодчестве багаж художественных средств неоклассицизма употреблялся официозным художеством фашистских режимов для сотворения ложномонументальных образов, воплощавших культ силы и "сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, архитектор А. Брекер и др. в Германии).