Сегодня продолжим начатую в прошлых роликах тему съёмки видео. Об одном из главных вопросов в процессе съёмки, о построении кадра.
Пока мы рассмотрим только самые простые и самые важные моменты. Так сказать, для основы.
Видео версию урока можно увидеть здесь.
Так как выстроить кадр просто и правильно.
1.
Первое, на что следует обращать внимание при построении кадра, это на ровность установки камеры или смартфона. Назовем это по умному - Контроль положения линии горизонта.
Конечно, если снимаемый кадр не относится к жанровым, таким как специальный голландский угол, ракурсная съёмка и прочие изыски и мы говорим о простом, классическом кадре. То значит первое, что необходимо выставить перед началом съёмки – это линию горизонта. В этом нам поможет собственно сама линия горизонта, если она есть в кадре, или имеющиеся в кадре вертикальные линии. Настоящая природная линия горизонта, должна быть строго параллельна верхней и нижней границе кадра. Не допускайте наклона линии горизонта, когда с одной стороны кадра она выше, а с другой ниже. А так же внимательно следите за тем, чтобы вертикальные линии тоже были строго вертикальны.
Это простые, но важные моменты геометрии должны быть проконтролировать, если вы хотите, чтобы кадр выглядел профессионально.
2.
Сюда же стоит отнести , ещё один момент. Где может проходить по кадру линия горизонта, если в кадре есть человек.
Линия горизонта должна проходить на уровне плеч стоящего в кадре человека или ниже. Но не выше шеи человека. Не снимайте так, чтобы линия горизонта находилась на уровне головы, особенно если она в резкости. Измените высоту положения камеры. Опустите камеру немного ниже, тогда и линия горизонта опустится ниже к плечам.
3.
Ну и раз мы коснулись высоты расположения камеры, то сразу перейдём к вопросу, с какой высоты снимать стоящего в кадре человека. Вообще съёмка с той высоты, которая вам комфортна, например с уровня Ваших глаз, не всегда правильная. Каждый кадр требует своего расположения камеры по высоте. Иногда приходится присесть, наклониться или вообще лечь на землю.
В классическом портрете, камера должна располагаться по середине высоты снимаемого объекта. Например, если вы снимаете человека по пояс, то камера должна находиться на уровне груди снимаемого человека: посередине между поясом и макушкой человека.
Если снимаете по грудь, то поднимите камеру чуть выше. Чтобы она находилась посередине между грудью и макушкой снимаемого человека.
Если снимаете человека в полный рост, то опустите камеру на уровень пояса снимаемого человека.
А чтобы человек в кадре выглядел ниже, не высоким, то чуть приподнимайте камеру выше, относительно этого правила.
В случае, если мы специально опустили камеру совсем низко к земле, или поднимаем высоко над головой, то есть снимаем с верхней или нижней точки, то это называется ракурсная съёмка. Она применяется, как специальное художественное решение, для достижения определенных эмоций у зрителя.
4.
Теперь перейдем непосредственно к композиции кадра. Где расположить в кадре героя.
Следующее, что нам предстоит сделать, это создать композицию в кадре.
Что это ещё такое?
Это комфортное для глаз и человеческой психики расположение человека в кадре. Где нам расположить человека в кадре.
Классически кадр делится на три части. Так называемая композиция по третям.
Разделите кадр в голове по вертикали на три равных части. Теперь по центру любой из частей вы можете расположить человека в кадре.
Если у вас в кадре только один человек и вы хотите, чтобы он выглядел уверенно и вызывал больше доверия, расположите его по центру, однако помните, что при низком расположении камеры он будет давлеть над зрителем.
При расположении с правой стороны герой становится носителем основной общепринятой идеи, при расположении с левой стороны, он становится стороной несущей альтернативные идеи или оправдывающейся, оппозиционной.
5. Крупности снимаемого человека.
На крупность съёмки влияет не только драматургия и задумка оператора, но также и то, на чем в конечном итоге, будет показываться ролик. Если ролик предназначен для смартфонов, то это один случай, если же вы планируете его показывать на экране проектора или большом телевизоре, совсем другое.
Чем меньше устройство воспроизведения, тем крупнее следует снимать человека. Не забывайте об этом когда выбираете крупность плана человека в кадре.
6. Как выделить главный объект в кадре и отделить его от фона.
Бросая первый беглый взгляд на изображение, если над кадром недостаточно поработали, (при плохо проработанном кадре) нам зачастую приходиться некоторое время выискивать главный объект в кадре. Что отвлекает зрителя от самого контента.
Рассмотрим, какие есть способы избежать этой ошибки.
Способ первый. По свету.
Когда главный объект в кадре высвечен, а фон проваливается в тени. Или наоборот, фон светлее, чем главный объект.
К этому же пункту следует отнести и выделение по контрасту. Когда фон менее контрастный, чем главный объект в кадре. Оба этих способа, также добавляют общей глубины кадру.
Способ второй. По цвету.
Это когда главный объект в кадре отличается по цвету от остального изображения, от фона. Подбираете одежду перед съёмкой так, чтобы она отличалась по цвету от того фона, на котором планируете снимать. Ну или вам придется использовать другие методы.
Так же может помочь выделить главный объект в кадре различной насыщенностью цветов. Когда фон имеет менее насыщенный цвет, а главный объект более насыщенный цвет. Это также придаст дополнительной глубины кадру в целом.
Способ третий. По резкости.
Когда главный объект в кадре резкий, а фон нерезкий.
Для этого мы открываем диафрагму в объективе, и если возникнет необходимость подходим ближе к объекту.
Наша задача, чтобы главный объект в кадре был максимально резким, а остальное (фон) в кадре, стало нерезким. Для этого возможно понадобиться поставить человека подальше от фона. И следить, чтобы на одной с ним плоскости не было обилия посторонних предметов. А самим подойти поближе.
(Если вы снимаете на смартфон, то со способом выделения главного объекта по резкости будут проблемы, и останутся только по цвету, по свету или по контрасту)
7. Как поставить человека относительно источника света?
Не ставьте снимаемого человека лицом к солнцу или свету. Это сделает его лицо плоским, да и сам человек не скажет вам спасибо, поскольку ему придется изрядно щуриться из-за яркого света, бьющего ему прямо в глаза.
Лучше разместить его под углом к солнцу или источнику света. Скажем градусов от 35 до 70. Так чтобы солнце светило на человека чуть сбоку, по диагонали. И свет не так сильно будет бить в глаза и на лице появятся рельефные тени. Которые создадут больший объём и глубину в изображении.
Лучшей же световой схемой на солнце, на мой взгляд, является контровой свет. Когда человек стоит в кадре спиной к солнцу. Перед каким либо относительно темным возвышением, горой, стеной дома. Так, чтобы фон за его спиной был в тени. Однако в этой схеме вам понадобиться помощник и большой белый отражатель, который необходимо будет держать так, чтобы отражённый от солнца свет падал на стоящего в кадре человека.
Ну или использовать яркий, мощный источник света. Или один секрет, можно подвести человека лицом к белой стене, на расстояние двух трёх метров. Тогда отражённый свет стены, будет работать как отражатель и поднимет яркость человека в кадре.
8 .
Человека выставили, проверяем экспозицию. Как это сделать в ручном режиме мы рассматривали в одном из видео.
Однако в видео мы будем иметь некоторые ограничения по выдержке. Если мы снимаем 25 кадров в секунду, то выдержка должна быть 1/50, а сценах с быстрым движением 1/100. Если вы снимаете 30 кадров в секунду, то выдержка должна быть 1/60, а с быстрым движением 1/120. То есть выдержка желательно должна быть кратна двум. Использовать другие выдержки не рекомендуется, в отличии от фотографии.
Ну, и чтобы было легче выставить экспозицию на ярком солнце, придется использовать нейтрально серые фильтры. Которые позволят ограничить попадание света на матрицу. Иначе снимать на открытых диафрагмах у нас не выйдет.
Теперь проверяем, сохранился ли динамический диапазон. Нет ли в кадре выбеленных светлых или полностью проваленных в чёрное областей.
Если все хорошо, то переходим к проверке баланса белого. Он должен быть выставлен либо в автоматический режим и заблокирован, либо выставлен по значку. Если вы снимаете на солнце, то "солнечная погода", если пасмурно, то "облака". Если вы в тени, то значок "тень". Это позволит камере не изменять общий цвет изображения в кадре, пока вы снимаете. Иначе в одном кадре камера будет изменять оттенки цвета, что в конечном итоге не желательно.
В любом из этих случаев мы должны в первую очередь ориентироваться на цвет кожи человека в кадре. Она не должна быть ни краснящей, ни желтящей, ни тем более, синящей. Следите, чтобы кожа выглядела, как кожа здорового человека. Обычно она имеет уклон в оранжевый оттенок.
И вот теперь все, кадр готов, можно жать кнопку записи!
А я не прощаюсь, увидимся здесь, в комментариях. Постараюсь ответить всем.